Коммуникативные средства в преподавании психологии | Пример курсовой работы

Коммуникативные средства в преподавании психологии

Целью работы является изучение и освещение основных вопросов, связанных с коммуникативными средствами в преподавании психологии.

Таким образом, все изложенные выше приемы и методы будут продуктивными только лишь в логике и системе, так как каждая группа акцентирована на одной из составляющих многогранного процесса обучения. При этом в обучении, как и в жизни, все должно быть гармонично и естественно, то есть и преподаватель, и обучаемый должны испытывать положительные эмоции в обучении (заинтересованность в познании, надежда на успех, радость от результата и процесса), иметь конструктивную направленность и познавательную мотивацию жизнедеятельности.

1.2 Содержание коммуникативного метода в преподавании психологии

Современная психологическая наука начала относительно недавнее изучение взаимодействие воспитания, обучения и коммуникативных способностей (О.М. Казанцева, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская,). Значительное влияние на развитие теорий и направлений оказали смежные методики, в числе которых теория речевого общения в психологии (Б.Ф.Ломов А.А.Бодалев,) и теория коммуникации или речевой деятельности в лингвистике и психолингвистике (А.М. Шахнарович, А.А.Леонтьев). Данные из этих теорий позволили сформулировать важный методологические подходы, такие как: коммуникативный, комплексный и деятельностный [6, с.105].
Коммуникативные способности являются индивидуальными способностями личности, обеспечивающими взаимодействие между людьми в процессе общения, умение найти правильный контакт с учащимися, а также установление оптимального взаимоотношения с ними [4, с.11].
Не все коммуникативные способности проявляются должным образом и являются необходимыми для передачи информации. А также есть особый ряд коммуникативных способностей, который необходим для владения в определенной области практической деятельности. К примеру, познание себя и других, верное восприятие и оценка ситуации, конструктивное поведение в отношении к окружающим и самому себе.
Сторонами общения формируются базовые группы для коммуникативных умений, заключающиеся в умении [14, с.101]:
межличностной коммуникации;
понимания и восприятия друг друга;
передавать учебную информацию;
межличностного взаимодействия;
пользоваться невербальными и вербальными средствами передачи информации;
поддерживать и организовывать педагогический диалог.
Процесс познания одного человека другим, предполагает общее оценивание, которое формируется с учетом опыта первого впечатления, мотива,намерения, отдельных характеристик, навыка невербального общения.
А процесс познания самого себя предполагает оценку своих знаний и своих способностей, оценку своего характера и иных черт личности, оценку того, как человек воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих [6, с.106].
Навык соответствующей оценки ситуации предполагает способность наблюдения за сложившейся обстановкой, выбор информативных признаков, правильное восприятие психологического и социального смысла сложившейся ситуации.
В смежные с данной особенностью коммуникативные способности входит умение [19, с.57]:
вступать в контакт с незнакомыми людьми;
предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие недоразумения и конфликты;
вести себя так, чтобы быть правильно воспринятым и понятым другим человеком;
вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои чувства и интересы.
Главной целью коммуникативного метода является развитие коммуникативной компетенции учащихся, подразумевающее обучение живому речевому общению при изучении психологии.
Речевое общение заключается как в определенном знании языка и правил, так и знании социально значимых и культурных обстоятельств.
Создание полноценного процесса коммуникативного обучения происходит при:
наличии и использовании необходимых приемов обучения, которые соответствуют установленной цели и коммуникативной ориентированности;
необходимом правильном соотношении «сознательности» и практики (руководств, правил и речевой составляющей урока);
соответствия цели общей направленности обучающего процесса.
Формирование произносительных навыков происходит в следующих стадиях:
Стадия восприятия-ознакомления. В данном случае следует выполнить две задачи, заключающиеся в:
ознакомлении с практической стороной произносительного явления;
создании адекватного слухового образа, при искажении которого невозможно последующее формирование произносительного навыка.
Стадия имитации укрепляет восприятие практической стороны произносительных явлений, закрепляются речедвигательные и слуховые связи и образы. В данном случает начинает формироваться способность развития и воспроизведения слухового контроля.
Стадия диффиринцировки-осмысления. В данном случает осуществляется понимание различительных признаков звуков либо другого произносительного явления. Формируется артикулятивный навык и происходит укрепление способности воспроизведения.
Стадия изолированной репродукции. Тут благодаря речевому использованию новых произносительных единиц осуществляется закрепление их практического значения, что связано неразрывно с артикуляцией.
Стадия комбинирования. В данном случае укрепляются все стороны, которые составляет навык произношения из-за сознательного комбинирования произносительных единиц и переключения внимания на иные явления.
Указанные этапы не всегда должны быть неизменными и стоять в данной строгой последовательности, все зависит от произносительного явления, которое является предметов овладения.
Таким образом, становится очевидными значительные отличия коммуникативной методики и средств от традиционных методов, что требует от педагога серьезной работы в изучении не только теоретической, но и практической стороны темы, чтобы профессионально соответствовать требованиям ФГОС.
Таким образом, обобщая все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы по работе.
Метод обучения представляет собой: систему взаимосвязанных, последовательных действий обучаемого и преподавателя; способ взаимосвязанной упорядоченной деятельности обучаемых и преподавателя, которая направлена на решение задач образования.
Все изложенные выше приемы и методы будут продуктивными только лишь в логике и системе, так как каждая группа акцентирована на одной из составляющих многогранного процесса обучения.
При этом в обучении, как и в жизни, все должно быть гармонично и естественно, то есть и преподаватель, и обучаемый должны испытывать положительные эмоции в обучении (заинтересованность в познании, надежда на успех, радость от результата и процесса), иметь конструктивную направленность и познавательную мотивацию жизнедеятельности.
Становится очевидными значительные отличия коммуникативной методики и средств от традиционных методов, что требует от педагога серьезной работы в изучении не только теоретической, но и практической стороны темы, чтобы профессионально соответствовать требованиям ФГОС.
В рамках курсовой работы была приведена технология коммуникативного обучения на примере студентов педагогического вуза в процессе изучения психологии.
Апробация технологии коммуникативного обучения в образовательном пространстве педагогического вуза подтвердила ее результативность как средства формирования коммуникативной компетентности студентов в процессе изучения психологии. Применение данной технологии способствует мотивации к изучению психологии, наиболее быстрой сформированности коммуникабельности у студентов, высокой результативности формирования практических психологических навыков у студентов.
Освоение педагогами указанной технологии способствует расширению их представления о коммуникативной компетентности у студентов в качестве комплексного личностного ресурса; о совершенствовании коммуникативной компетентности у студентов посредством использования в самостоятельной и учебной работе студентами технологии коммуникативного обучения, которая включает задания для развития мотивационной и познавательной активности личности, рефлексии, эмпатии и навыков межличностного общения.
Необходимо дать рекомендации не только преподавателям, но и студентам, чтобы профессиональная деятельность была успешной. Они заключаются в:
необходимости наличия определенного уровня личностного смысла, что будет способствовать осмыслению и наполнению педагогами конкретным содержанием педагогической деятельности, студентам – осознанному овладению будущей профессиональной деятельностью;
необходимости прогнозирования вариантов своих действий и предвидении последствий собственных действий;
необходимости педагогам быть примером для студентов, т.е. демонстрировании образцов коммуникативного поведения;
овладении преподавателями приемов педагогических техник, способствующих развитию коммуникативных умений у студентов;
развитии коммуникативных умений посредством освоения вербальных и невербальных средств общения.
Итак, способность взаимодействовать с людьми – это значимый элемент любой профессиональной деятельности, связанной с системой «человек-человек».
Целью работы является изучение и освещение основных вопросов, связанных с коммуникативными средствами в преподавании психологии.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!