КЛЮЧЕВЫЕ КОНЦЕПТЫ РОМАНА ДЖ. РОУЛИНГ «ГАРРИ ПОТТЕР И ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ» | Пример курсовой работы

КЛЮЧЕВЫЕ КОНЦЕПТЫ РОМАНА ДЖ. РОУЛИНГ «ГАРРИ ПОТТЕР И ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ»

Целью исследования является выявление ключевых концептов романа Дж.

Серия представляет собой многоплановый литературный жанр, в который входит детское фэнтези, классическая английская детская сказка, мифология и подростковый приключенческий роман с элементами детектива, триллера и романтического произведения [7]. Также серия обладает элементами скрытого символизма и подтекста, который позволяет сформировать у юного читателя определенные чувства, и воздействовать на него таким образом, прививая чувство справедливости, чести, храбрость, верность друзьям и самопожертвование [5].
Главной темой всей серии книг является противостояние сил добра и зла, но борьба эта происходит не только между реальными врагами, в качестве которых выступает Гарри Поттер и Волдеморт, но и в целом между светлыми и темными волшебниками, а также борьба с собой, со своими слабостями и недостатками [23].
«Гарри Поттер и философский камень» – первое произведение, которое вышло в рамках знаменитой серии, чем обусловлено его особенное значение, ведь именно оно задает основу для событий, которые происходят в дальнейшем. Также это первое произведение Дж. К. Роулинг, принесшее ей всемирную известность. Роман освещает детали жизни мальчика, который узнает о своих волшебных способностях и получает приглашение в школу магии, где встречает преданных друзей, с которыми переживает множество приключений. Уже в первой книге о приключениях волшебника начинается борьба Гарри и злого мага Волдеморта, убившего его родителей.
В романе поднимается большое количество проблем, что отличает это произведение от волшебной сказки для детей.
В результате проведенного исследования удалось прийти к следующим выводам.
1. Уточнено содержание понятий «категориальный аппарат», «художественная картина мира», «концептосфера», «хронотоп». Под определением «категориальный аппарат» принято понимать комплекс определений, с помощью который можно рассмотреть исследуемый объект в различных аспектах. Категориальный аппарат художественного произведения предполагает рассмотрение ключевых алгоритмов и принципов изучения художественного произведения с различных сторон.
Под понятием «художественная картина мира» подразумевается мировоззрение того или иного автора с точки зрения когнитивного уровня его языковых способностей. Очень важно рассматривать данный вопрос, учитывая принцип индивидуализации, ведь только таким образом можно рассматривать художественный текст как определенную «когнитивную карту» и считать художественное произведение формой представления выражаемого содержания» Жанрообразующими признаками детского фэнтези выступают: двоемирие, в котором главный герой взаимодействует с волшебным миром по принципу квеста; цикличность хронотопа; острый конфликт добра и зла, в котором главный борец на стороне добра – ребенок или группа детей, спасающих волшебный мир, наделенные героическими качествами; наличие фольклорных и мифологических аллюзий.
С помощью такого понятия, как «концептосфера» становится возможным изучение не только определенных коммуникативных особенностей языка, но и культурных, а также национальных аспектов в рамках исследования творчества данного автора. Ключевыми элементами концептосферы как исследуемого пространства являются концепты.
Взаимоотношения пространства и времени в литературном произведении, их связь, сюжетообразующая и характерологическая функции входят в содержание понятия «хронотоп».
2. Выявлена проблематика и романа Дж. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень».
Проблематику романа характеризует опосредованный волшебным миром способ постановки проблем. Проблема отношений между волшебниками и обычными людьми и между волшебниками различных каст актуализирует проблему социальных взаимоотношений в реальном мире, проблему расовой, национальной и социальной дискриминации. Проблема взаимоотношений взрослых и детей в романе актуализирует проблему конфликта поколений. Проблема истинных и ложных нравственных и морально-этических ценностей решается через отображение борьбы волшебных сил добра и зла, утверждение истинных ценностей посредством создания типичных для детского фэнтези героических характеров детей. Второстепенный характер носит проблема взаимоотношений магии и технического прогресса как способов достижения человеческого счастья.
3. Рассмотрены основные типологические черты хронотопа, а также система персонажей романа.
Выявлены следующие особенности хронотопа романа Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень»: а) двоемирие как сосуществование и взаимодействие реального и волшебного миров. Волшебный мир обладает тщательно продуманными деталями и системностью, в нем действуют законы, которым подчиняются все персонажи; б) авантюрность времени действия, разделенного на временные отрезки согласно преодолеваемым героем препятствиям; в) хронотоп дороги, реализующий мотив поиска героем выхода из сложившейся ситуации, с одной стороны, и служащий средством перехода из реального мира в волшебный, с другой.
Система персонажей произведения обширна и представляет собой две группы героев – персонажей из волшебного мира и персонажей из обыденной реальности. Главный герой до начала повествования причисляет себя ко второй группе, но выясняет свою принадлежность к первой, чем и обусловливается смешение элементов двух миров в таком масштабе, что касается также и персонажей. Другая стратификация, с помощью которой можно разделить персонажей данного романа – это положительные и отрицательные персонажи. Здесь наблюдается преобладание положительных персонажей, а на стороне зла выступают всего несколько персонажей, но данное разделение осложнено неоднозначностью поступков и мотивов многих героев романа.
4. Рассмотрены концептуальные координаты художественного мира романа.
В произведении раскрываются следующие концепты: а) концепт «семья» – в произведении очень интересно раскрывается проблема взаимоотношений взрослых и детей. Разные аспекты этой проблемы особенно хорошо прослеживаются на примерах взаимоотношений в семьях Дурслей и Уизли; б) концепт «дружба» – дружба занимает особое место в истории Гарри Поттера. Этой теме отведена значительная часть переживаний главного героя; в) концепт «любовь» – любовь во всей серии присутствует во всех ее проявлениях: дружеская, родительская и любовь, возникающая между мужчиной и женщиной; однако, касательно первой части, в большей степени проявляется любовь дружеская и родительская; г) концепт «долг» – чувство долга не покидало главного героя на протяжении всей истории, но по мере его взросления это чувство становится все глубже и осознанней.
Целью исследования является выявление ключевых концептов романа Дж.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

тринадцать − 3 =