Классно-урочная система обучения в современной школе

Цели и задачи

Цель исследования – определить особенности классно-урочной системы обучения в современной школе.

Введение и актуальность


Весь ход работы на уроках должен соответствовать принципам обучения, которые являются для учителя неуклонным руководством к действию. На уроках должны применяться разнообразные методы обучения, к выбору которых учитель обращается не случайно, а в соответствии с содержанием работы и дидактическими целями, с учётом возрастных особенностей учащихся и других условий.
В контексте современной реализации классно-урочной системы обучения основной упор сделан на применение следующих технологий работы, что характеризует фактическое состояние развития представленной формы обучения:
проблемное обучение – данная технология представляет собой организацию урока таким образом, что учитель становится не главным субъектом учебного процесса, а выступает в роли его организатора [22].
Под руководством педагога происходит применение проблемных ситуаций, разрешение которых зависит от деятельности учащихся.
Технология проблемного обучения кардинально меняет традиционную систему разработки урока, поскольку меняется роль педагога и учащихся в системе обучения.
Необходимо выделить наиболее распространенные приемы, применяющиеся в рамках проблемного обучения:
изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
сравнения, обобщения, сопоставления фактов, для объяснения которых нужны новые сведения;
задания, для выполнения которых недостает знаний;
формулирование темы урока в виде вопроса.
Наибольшую популярность имеет метод проблемного изложения. Учащиеся должны высказать свою точку зрения относительно представленной темы, найти решения проблемы;
педагогика сотрудничества – данный вид технологии позиционируется как «проникающая» технология. То есть в процессе работы формируется взаимное сотрудничество между педагогом и учащимися, при этом в процессе работы отмечается обязательное нахождение взаимопонимания, проникновение духовного сотрудничества. Данная технология способствует развитию совместного анализа педагогом и учащимися различных учебных моментов [5].
В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому оба субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим;
дифференцированный и индивидуальный подходы – представленная технология представляет собой взаимосвязь индивидуального подхода, который ориентирован на особенности каждого ребенка, уровень знаний, специфику познавательного и личностного развития, и дифференцированного, который непосредственно связан с работой в группе, где также выделяются индивидуальные возможности каждого ребенка. Дифференцированный подход в учебном процессе предполагает разумное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.
Цель дифференциации - адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся. Целью индивидуального подхода к обучению является всемирное способствование тому, чтобы подметить в каждом ученике его самую сильную сторону, помочь претвориться и развиться в деятельность так, чтобы в ребенке засверкала его человеческая индивидуальность, поддержать веру в свои силы, укрепляя его бодрость и волю [17];
информационно-коммуникационные технологии занимают одну из ведущих позиций в системе формирования УУД.
Применение ИКТ в рамках образовательного процесса способствует подкреплению необходимого теоретического и практического материал, что в большей степени формирует у детей склонность к дальнейшему обучению.
Благодаря ИКТ, учащиеся легче воспринимают информацию, формулируют свои мысли. Также учащиеся в процессе изучения темы могут свободно создавать презентации на определенные темы, что включает в себя развитие самостоятельности в контексте образовательного процесса [12].
компетентно – ориентированное обучение – это метод проектов.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
охотно и самостоятельно приобретают недостающие знания из различных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
развивают у себя исследовательские умения; развивают системное мышление [15].
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Итак, особенности развития классно-урочной систему обучения характеризуются тем, что на начальных этапах применения данной формы обучения акцентировалось внимание на разделении учащихся, при этом с позиции содержательной основы классно-урочная система обучения не была развита. На сегодняшний день отмечается применение ряда технологий, способствующих дальнейшему содержательному развитию указанной формы обучения.

Заключение и вывод

Классно-урочная система обучения представляет собой одну из распространенных форм обучения, ориентированной на взаимодействие обучающихся и педагога в контексте достижения дидактических целей урока, выступающей основой данной формы обучения.
Урок является целостной системой, включающей определенные элементы, отражающие содержательный аспект урока.
В общем смысле урок рассматривается как форма организации педагогического процесса. Урок включает следующие компоненты: цель; содержание; средства; методы деятельности по организации и управлению и все его дидактические элементы.
Особенности классно-урочной системы обучения характеризуются реализацией целей классно-урочной системы, а именно:
1.   Гностическая функция.
2. Конструирующая функция.
3. Организационная функция.
4. Информативная, или излагающая, функция.
5. Контрольно – учетная функция.
6. Корректирующая функция.
Также сущность указанной системы обучения характеризуется и применением разнообразных методов работы с обучающимися:
практический;
наглядный;
словесный;
работа с книгой;
видеометод.
Требования к организации классно-урочной системы обучения в соответствии с ФГОС отражают необходимость формирования и развития у обучающихся УУД.
Универсальные учебные действия (УУД) составляют систему в составе четырех видов: личностные – самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание; регулятивные – планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка; познавательные – общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия поиска и постановки проблем; коммуникативные – планирование сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка, понимание языка соответствующей предметной области.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ