Китайская миграция в страны Центральной Азии

Цели и задачи

Цель данного исследования: изучить китайскую миграцию в Центральной Азии, рассмотреть исторический и современный аспекты миграции, установить будущие перспективы и возможности развития китайской миграции и сделать вывод о значении китайской миграции для региона Центральной Азии.

Введение и актуальность


Геополитическая ситуация в Центральноазиатском регионе представляется оптимистичной, чем, скажем, на Балканах и Кавказе, где новые государства были вовлечены в длительные внутренние и внешние конфликты Страны рег Гион смогли проявить необходимую гибкость в межгосударственных отношениях, достичь определенного уровня внутренней стабилизации Действие внешних сил не была здесь настолько интенсивной, чтобы создать угрозу стабильности ности ситуации в регионе Россия, традиционно контролировала Центральную Азию, к концу 1990-х гг не проявляла достаточного интереса к событиям в регионе, а заинтересованность других стран была скорее символической Таким образом, политические элиты государств региона получили резерв времени для укрепления своей власти и утверждение на международной аренарені.
С момента разрушения в 1991 г бывшего СССР в Центральные й Азии происходят процессы трансформации социально-политического, идеологического и экономического устройства. Это связано с постепенным отходом от жесткой вертикали - ориентации на бывший союзный центр и поиском новых возможностей развития и безопасности во взаимоотношениях с другими странами мира, укреплением горизонтальных межгосударственных связей в пределах или за пределами СНГ Происходят процессы консолидации и др. теграции стран региона, хотя имеют место внутренние противоречия между новыми государствами, борьба за региональное лидерство, движение в центробежных отношении региона направлениях внешней политики.
Для решения этих проблем в условиях Центральной Азии формируется переходная форма общественно-политического устройства, которую Президент Узбекистана И Каримов называет "восточной демократии"" и построенная на автор ритаризми и доминирующей роли государства в общественном развитии Общность интересов правящих элит и уровень их консолидации, сложившийся в советское время (на почве централизации власти, внедренной ния единой идеологии, подавления зачаточных форм демократии), способствовали установлению относительной политической стабильности в центрально республиках и предоставили им противостоять опасным проявлениям религиозной и этно-сепаратистской агрессивностиагресивности.
Форма авторитарного правления стала приемлемой для местных правящих кругов, поскольку позволяла поставить под контроль происламской традиционализм, реально способен составить конкуренцию существующей и политической элите, сложившейся в советское время Авторитарный режим в условиях Центральной Азии некоторым образом обеспечивает социально-политическую стабильность и предоставляет возможности проводить курс на транс мацию экономических систем С другой стороны, на горьком опыте конфликта в Таджикистане можно убедиться, что попытки ускорить общественно-политические процессы при не готового к этому обществу вызы кають обратный эффект дестабилизации и саморазрушения социума с последующим вмешательством внешних сиил.
Уже в 1990 г. в Алма-Ате лидеры пяти государств обсуждали совместные планы интеграции После подписания Беловежских соглашений в декабре 1991 г Туркменистан выдвинул идею создания Конфедерации центральноазиатских х государств На встрече глав государств и правительств в Ташкенте (январь 1993) было объявлено о необходимости региональной интеграции стран Центральной Азии учитывая общность интересов, таких как: вопрос безопасности, проблема Арала, кризис в Таджикистане, создание единого информационного пространства.
Внешнеполитические ориентации политических элит в странах региона в целом формируются на основе осознания собственных национальных и региональных интересов и состоят как синтетическая конфигурация осно овних схем внешней ориентации стран Центральной Азии - евроатлантической, евразийской, тюркско-исламской, китайской и т.д. - по мере их адаптации к локальным условиям и интересов Одним из важных действующей икив, влияющих на процессы в Центральной Азии, является внешнеполитическая активность ведущих мировых и региональных держав Дальнейшее усиление стратегического соперничества, элементы которого уже проявляются я сегодня в центральноазий-ском регионе, порождает новые разногласия, но уже не на идеологической, а на геополитической и экономической основах Среди мировых и региональных держав, оказывающих значительное влияние на формирование геополитической ситуации в Центральной Азии, особенно выделяются Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Китайская Народная Республика, а также Турция, Иран, Пакистан, Инд ия, государства Европейского Союзюзу.
После временного ослабления российского влияния в централь-ноазийському регионе в 1990-х гг, когда Кремль не имел ни средств, ни желания осуществлять неоколониальную экспансию, а также организовывать в военной защите стран региона в случае агрессии извне, в начале XXI в Россия повернулась лицом к Востоку и изъявляет желание привязать страны Центральной Азии с собственными интересами Целью РФ есть о тидия проникновению в регион других глобальных сил Для этого Россия сосредоточивает усилия на защите этнических русских и ""русскоязычных"", проживающих в регионе, и противодействует распространению исламского фундамен тализму в регионизму в региону."

Заключение и вывод


Таким образом, на основе изложенного выше можно сделать следующие выводы:
В современных условиях глобализации мировой экономики две соседние страны Центральной Азии и Китай не могли остаться в изоляции и не оказаться вовлеченными в миграционные процессы. Расширение транспортных коммуникаций, появление новых связей, используемых для производства товаров, услуг, и активный обмен последними сделал население Китая и Центральной Азии более подвижным. Перемещение людей через границы государств перестали быть уделом узкой группы социума. Процессы региональной интеграции, возрастающее объединение международного рынка труда и мировой экономики вывело миграцию в качестве самостоятельного фактора глобализации, имеющего как позитивные, так и негативные последствия.
Миграция потенциально может выступать в качестве созидательного экономического и социального фактора, вызывающего приток динамичных и мобильных работников, их включение в рынок рабочей силы ведет к развитию экономики и общества. Примеры Европы и Северной Америки показывают, что наиболее востребованы мигранты в странах со стареющим населением. При этом рынок принимающих государств зачастую нуждается и в высококвалифицированных специалистах и в работниках специальностей, не требующих высокой квалификации (для работы в строительстве и сельском хозяйстве). Прибыль, извлекаемая в результате труда мигрантов, а также налоги, уплачиваемые ими в бюджет, в большинстве случаев превышают те расходы, которые несет принимающее государство на их нужды. Негативные стороны миграции, как правило, связаны с криминализацией различных аспектов миграции, торговлей людьми, контрабандой, использованием миграционных сообществ для подрывной деятельности экстремистских организаций. Принимающее государство вместе с мигрантами очень часто получает потенциальную угрозу существенного изменения национального состава населения, что ведет к росту ксенофобии и проявлениям межнациональной вражды.
В результате китайская иммиграция превратилась в мощную экономическую силу. По данным китайских источников, например, уже в 2001 году суммарный годовой доход китайских мигрантов составил фантастическую по своей величине цифру — примерно 3 триллиона долларов. Тем самым китайцы вместе с евреями и арабами стали лидерами мировых финансов.
В последнее время на постсоветском пространстве в СМИ как-то утвердилась точка зрения о том, что Китай развивается исключительно динамично и может служить чуть ли не примером для подражания во всех отношениях для новых независимых государств. На самом деле для самого Китая, сталкивающегося с ростом безработицы при переходе к индустриальному характеру хозяйственной системы, с необходимостью преодоления бедности сотен миллионов своих граждан, с очевидной неравномерностью регионального развития (в "приморских" и "внутренних" провинциях Китая это видно невооруженным глазом), выгодно проводить политику стимулирования иммиграции, поскольку этнические китайские мигранты, так или иначе, способствуют росту могущества КНР. Не случайно Китай упростил процедуру выдачи заграничных паспортов. В экспериментальном порядке в 24 крупных городах КНР с 31 декабря 2009 года паспорт можно получить на основе только удостоверения личности и справки о прописке.
В любом случае, очевидно, что в настоящее время на планете Земля происходит формирование новых условий для глобального роста китайской миграции. Китайские миграционные землячества во многих странах завершают период их стихийного становления. За этим неизбежно последует этап их организованного количественного роста и активного развития.
Даже откровенно либерально настроенные российские эксперты по миграции (М.Ю.Роднянский,К.П. Чичелин) утверждают, что к середине нынешнего столетия численность китайцев в России может достичь 7-10 млн. человек. То есть они могут стать вторым по численности народом страны.
Очевидно, что растущий Китай может себе позволить проводить этническую экспансию сразу по нескольким направлениям. Китайская иммиграция весьма интенсивно проходила и в XIX, и в ХХ веке. Эксперты полагают, что ее высокие темпы сохранятся и в XXI веке. Вслед за АТР наверняка настанет черед и Казахстана, других стран Центральной Азии, а также России. Мнение российского синолога Гельбраса о том, что у России есть еще примерно 10 лет, пока китайская миграция будет направлена на Юго-Восточную и Центральную Азию, не противоречит этому.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ