изучение теоретических и практических вопросов формирования доходной части бюджетов субъектов РФ и обеспечения их устойчивого роста | Пример курсовой работы

изучение теоретических и практических вопросов формирования доходной части бюджетов субъектов РФ и обеспечения их устойчивого роста

Целью работы является изучение теоретических и практических вопросов формирования доходной части бюджетов субъектов РФ и обеспечения их устойчивого роста.

Согласно ст. 71 Конституции РФ, все вопросы финансового регулирования отнесены к ведению Российской Федерации. Конституционно-договорной характер федерализма в Российской Федерации сказывается и на взаимоотношениях между органами власти разных уровней по разграничению и перераспределению отдельных государственных полномочий. Это находит отражение также в п.2 статьи 78 Конституции РФ.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации – основной правовой акт, определяющий основы и механизм функционирования бюджетной системы РФ, границы бюджетных правоотношений, возникающих в процессе формирования доходов.
Статьи 56 и 57 Бюджетного кодекса РФ устанавливают перечень налоговых доходов (с указанием норматива зачисления) и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ. Так, в бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:
налога на имущество организаций – по нормативу 100 процентов;
налога на игорный бизнес – по нормативу 100 процентов;
транспортного налога – по нормативу 100 процентов.
Кроме того, в бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами налогов:
налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, – по нормативу 100 процентов;
налога на доходы физических лиц – по нормативу 85 процентов;
акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья – по нормативу 50 процентов;
налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых – по нормативу 100 процентов и др.
Статья 58 БК РФ определяет порядок установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты. Так, законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены единые для всех городских поселений, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов городских округов с внутригородским делением субъекта Российской Федерации нормативы отчислений в соответствующие бюджеты от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.
Кроме того, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в соответствии с БК РФ в бюджет субъекта Российской Федерации.
3. Налоговым кодексом Российской Федерации заложены основы разграничения доходов между бюджетами в части определения перечня федеральных, региональных и местных налогов. Это позволяет определить состав собственных доходов бюджетов субъектов РФ.
Законодательством субъекта Российской Федерации о налогах и сборах вводятся региональные налоги, устанавливаются налоговые ставки и предоставляются налоговые льготы по региональным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Налоговый кодекс РФ содержит перечень принципов налогообложения, на основе которых строится и функционирует налоговая система РФ.
4. Федеральные законы. Следует выделить Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» который определяет структуру и полномочия органов региональной власти, вступающих в бюджетные правоотношения и участвующих в бюджетном процессе.
5. Указы Президента РФ в сфере бюджетных правоотношений.
6. Постановления Правительства РФ.
7. Нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов РФ (законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ. о межбюджетных отношениях на территории субъектов РФ, о налогах и сборам, взимаемых в регионах и т.д.).

Россия, как и любое современное государство, не может обходиться без собственных финансовых средств, позволяющих осуществлять возложенные на него функции. Обеспечение деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, финансирование государственных программ осуществляются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В процессе формирования доходов бюджетов возникают общественные отношения, формой проявления которых являются различные виды платежей как юридических, так и физических лиц.
Бюджеты регионов являются одним из главных каналов доведения до населения конечных результатов общественного производства. Основным источником формирования бюджетов субъектов Российской Федерации являются налоги. Это позволяет регионам осуществлять такие функции по развитию территорий, как развитие дорожного комплекса, жилищного фонда, развитие медицинских и образовательных учреждений
В социально-экономическом смысле роль субъектов Российской Федерации заключается в следующем:
– сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах регионов позволяет иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
– с помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней социального и экономического развития территорий;
– за счет наличия финансовых средств региональные власти могут изменять нормативы затрат на оказание государственных или муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы;
– за счет концентрации финансовых ресурсов региональные и местные власти могут инвестировать денежные средства в целях укрепления государства как хозяйствующего субъекта посредством приобретения в государственную собственность имущества;
– посредством финансовых ресурсов региональные власти стимулируют развитие различных видов производств, что позволяет эффективно использовать материальные и трудовые ресурсы территории.Доходы бюджетов субъектов РФ, как установлено в Бюджетном кодексе РФ, образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. Кроме того, в составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. Среди доходов бюджетов всех уровней в Российской Федерации приоритетное место занимают налоговые доходы.
Ханты-Мансийский автономный округ является одним из признанных лидеров среди регионов РФ по объемам производства, что создает значительную базу доходной части бюджета. В регионе работают крупнейшие российские корпорации, демонстрирующие положительную динамику финансовых показателей. Высокие доходы населения также обеспечивают наполнение бюджета. Кроме того, существенную роль в динамике доходов бюджета играет мировая конъюнктура нефтяного рынка.
Доходная часть бюджета Ханты-Мансийского автономного округа за 2012-2014 гг. сформирована прежде всего за счет налоговых поступлений (налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, налога на имущество организаций и т.д.). Учитывая богатство Ханты-Мансийского автономного округа природными ресурсами, бюджет региона является самостоятельным, устойчивым и способным обеспечить финансирование всех принятых расходных обязательств.
На сегодняшний день изучение проблем и перспектив формирования доходов бюджета субъекта РФ является особо актуальным в связи с отрицательными явлениями в экономике и увеличением амплитуды колебаний факторов и показателей, влияющих на их величину. Изменения, планируемые органами государственной власти, в свою очередь, должны повлиять на объемы налоговых поступлений как на макроуровне, так и на уровне региона.
Целью работы является изучение теоретических и практических вопросов формирования доходной части бюджетов субъектов РФ и обеспечения их устойчивого роста.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!