изучение сущности правового государства РФ, его основных признаков | Пример курсовой работы

изучение сущности правового государства РФ, его основных признаков

Целью курсовой работы является изучение сущности правового государства РФ, его основных признаков.

И на современном этапе проводимой в России административно-правовой реформе важнейшее значение имеет формирование такого государственного механизма, который сможет в полной мере обеспечить реализацию прав и свобод человека как высшей ценности в государстве. Функционирование указанного государственного механизма невозможно без построения гражданского общества в государстве, поскольку именно развитое гражданское общество способствует реализации основных принципов правового государства, именно как государства, связанного правом и находящемся на службе у общества. Не случайно Президент Российской Федерации обращает особое внимание на необходимость дальнейшего совершенствования взаимодействия личности, общества и государства с позиции их взаимной ответственности в контексте реализации конституционных норм, провозглашающих Россию правовым государством. Все это, безусловно, позволяет говорить о высокой степени актуальности вопросов, связанных со становлением, развитием и функционирование гражданского общества в государстве.
В научной литературе нет единого подхода к определению понятий «гражданское общество» и «правовое государство», как и нет четкой устоявшейся позиции о том, чем выступает гражданское общество по отношению к правовому государству – одним из основных принципов его функционирования или все-таки специфическим признаком, позиционирующим его именно как государство правовое.
Сущность гражданского общества как специфического признака правового государства можно раскрыть по нашему мнению в следующих основных тезисах:
1) оно выражает интересы и потребности, прежде всего самих граждан, позиционируя их, как минимум, не ниже интересов и воли правящих кругов;
2) это общество с высокой степенью саморегулирования, общество устойчивого порядка, поддерживаемого не столько силой государства, сколько самостоятельными усилиями граждан;
3) в нем реализуется принцип – государство для общества, а не общество для государства.
Гражданское общество и правовое государство взаимосвязаны и логически предполагают друг друга – одно немыслимо без другого. Вместе с тем, гражданское общество является первичным, это решающая социально-экономическая предпосылка правового государства.
Известно, что в правовом государстве должны функционировать развитые институты гражданского общества, к числу которых традиционно относятся, в первую очередь, политические партии, профсоюзы, неправительственные организации, средства массовой информации, а также семья, школа, церковь, бизнес и т.д., включая даже кооперативы собственников квартир. Через эти институты граждане самостоятельно, без вмешательства государства, решают большую часть вопросов, связанных с их повседневной жизнью. Чем государство более демократичное, тем меньше у его граждан возникает причин обращаться к нему за помощью в решении своих проблем. Следовательно, гражданское общество функционирует как саморегулирующаяся организация, не нуждающаяся во вмешательстве извне. Гражданское общество выступает в качестве противовеса государству в его постоянном стремлении к господству над обществом. От степени развитости гражданского общества зависит степень демократизма государства.
Чрезвычайная важность существования развитых институтов гражданского общества обуславливается тем, что они представляют собой социальную основу правового государства, без которой последнее существовать не может.
Однако, следует заметить, что гражданское общество – не только школа и церковь, но и гражданская война, противостояние социальных интересов, антиобщественное поведение, мафия, с которыми может справиться только государство. Сам смысл концепции гражданского общества существует лишь при рассмотрении этого общества в соотношении с государством.
Основными факторами становления гражданского общества являются:
1) экономические – многоукладная экономика, разнообразие форм собственности, регулируемые рыночные отношения;
2) политические – децентрализация властных полномочий, политический плюрализм, разделение властей на три ветви, наличие доступа граждан к участию в государственных и общественных делах, верховенство права, равенство всех перед правом, вне зависимости от социального статуса и занимаемых должностей.
3) духовные – отсутствие единой идеологии и мировоззрения.
Исходя из ранее изложенного, гражданское общество и государство неразрывно связаны и находятся в постоянном взаимодействии. Роль гражданского общества состоит в подавлении монополии на власть государственных деятелей, уравновешивает государственную власть с властью независимых организаций. Специальное создание гражданского общества невозможно, оно должно развиваться самостоятельно, но при активном участии граждан. При различных политических режимах роль государства в построении гражданского общества проявляется по-разному. Государство может отрицать и уничтожать идею гражданского общества (тоталитаризм), ограничивать его функционирование (авторитаризм), создавать благоприятную среду и способствовать его развитию (демократия).
Подводя итог вышеизложенному, можно привести следующие обобщающие выводы:
1) развитое гражданское общество выступает специфическим признаком правового государства, позволяющим отличить его от государств не правовых;
2) при развитом гражданском обществе государство является наемным «слугой» общества и в нем действует принцип – государство для общества, а не общество для государства;
3) на сегодняшний день в Российской Федерации гражданское общество находится еще на стадии становления и для его скорейшего развития и функционирования необходимо решить ряд насущных проблем.
Данная курсовая работа посвящена идеи правового государства.
Цель данной работы – это попытка осмыслить и оценить всю важность идеи правового государства. При раскрытии основ, основных признаков и самого понятия правового государства, в этой работе приводятся примеры строительства правового государства в постсоветской России. Акцентируется внимание на характерных чертах правового государства России.
Итак, обобщив использованный материал можно сказать, что правовое государство – это, государство, обслуживающее потребности правового, саморегулирующего общества, то есть обеспечивающее режим господства права и создающее надежные гарантии от административного вмешательства в саморегулирующиеся процессы жизнедеятельности общества, защищающие интересы производителей и потребителей социальных благ в рамках общедоступной надлежащей правовой процедуры разрешения споров. По всей сущности правовое государство – это система институциональных и формально-юридических гарантий, обеспечивающих неприкосновенность и плюрализм собственности, самостоятельность и равную меру свободы производителей и потребителей социальных благ и вообще участников социального обмена – индивидов и их ассоциаций. Минимальная (неотчуждаемая) и максимальная меры свободы, о которых идет речь, определяются объективными возможностями общества и ходом общественного прогресса, уровнем развития объективно складывающегося права. Нормы, выражающие меру свободы, должны быть зафиксированы в конституции и законах.
Целью курсовой работы является изучение сущности правового государства РФ, его основных признаков.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!