изучение специфики формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи | Пример курсовой работы

изучение специфики формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Цель исследования заключается в изучении специфики формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Исследования общения детей с взрослыми М.И. Лисиной при описании развития коммуникативной деятельности позволяют выделить четыре формы общения у детей от рождения до семи лет. Каждая из описанных форм определяется рядом параметров, главными из которых являются – дата возникновения, содержание коммуникативной потребности, ведущие мотивы, основные операции и место общения в системе общей жизнедеятельности ребёнка. 
1. Ситуативно-личностная форма общения возникает в  онтогенезе первой – примерно в 0-02 месяца, длится до конца первого полугодия жизни. Общение с близкими и взрослыми обеспечивает выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных потребностей. Ведущая потребность – доброжелательном внимании взрослого. У ребенка создается невосприимчивость к негативным эмоциям близких взрослых, ребёнок выделяет в порицаниях только проявление внимания к нему взрослого и реагирует лишь на него, пропуская остальное. Ведущий мотив общения – личностный (взрослый как ласковый доброжелатель, центральный объект познания и деятельности). Основные средства общения – экспрессивно-мимические реакции [16].
2. Ситуативно-деловая  форма общения  существует у  детей от  0-06 месяцев до 3 лет. Общение разворачивается в ходе совместной с взрослым ведущей предметно-манипулятивной деятельности. Главный  повод – практическое сотрудничество. Ведущий мотив общения – деловой (взрослый как  партнёр по игре, образец для подражания, эксперт по оценке умений и знаний, помощник, организатор и участник совместной предметной деятельности). Ведущее положение в ситуативно-деловом общении занимают коммуникативные операции предметно-действенной категории. Ведущая потребность – доброжелательное внимание и сотрудничество. Основные средства общения – предметно-действенные операции. Существование ситуативно-делового общения – это время, в течение которого дети переходят от неспецифических примитивных манипуляций с предметами ко всё более специфическим, а затем к культурно-фиксированным действиям с ними [16].
3. Внеситуативно-познавательная форма, существующая в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет). Общение разворачивается на фоне совместной с взрослым и самостоятельной  деятельности ребенка по ознакомлению с физическим миром. Ведущая потребность – потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве и уважении. В это время ребенок очень любознателен, это заставляет его ставить перед собой все более сложные и сложные вопросы, но самостоятельно познать суть вещей ребенку не под силу, поэтому единственным путем к пониманию этих вещей становится общение с окружающими его взрослыми. Ведущий мотив общения – познавательный (взрослый как эрудит, источник, партнёр по обсуждению причин и связей в физическом мире). Основные  средства общения – речевые операции, так как они дают возможность  выйти за пределы ограниченной ситуации в  окружающий мир. Познавательное общение тесно связывается  с ведущей деятельностью –  игровой, это обеспечивает стремительное  расширение познаний детей об окружающем мире, построение ребенком субъективного  образа мира [16].
4. Внеситуативно-личностная форма общения возникает в  пятилетнем возрасте и продолжается до 6 лет. Общение происходит на фоне теоретического и практического познания ребёнком социального мира и протекает в формировании самостоятельных эпизодов, оно все еще носит «теоретический» характер, хотя основной интерес дошкольники проявляют к людям,  говорят о себе, своих родителях, друзьях, расспрашивают взрослых об их жизни, работе, семье и пр. в это время общение ребенка вплетено в познавательную деятельность, сосредоточенную на его социальном окружении. Ведущая потребность – потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию. Ведущий мотив общения – личностный (взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умениями и социально-нравственными нормами, строгий и добрый старший друг). Основные средства общения – речевые операции [16]. Новая форма общения тесно связана с высшими для дошкольного детства уровнями развития игры. Ребенка интересуют те сложные отношения, которые складываются между людьми в семье и на работе [18].
Таким образом, речь как средство общения возникает на определенном этапе общения. Возникновение и развитие речи обусловлены, прежде всего, нуждами общения и общей жизнедеятельности ребенка. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития. Овладение процессом коммуникации в онтогенезе ребенка подразделяется на несколько основных этапов: доязыковой, когда идет интенсивное развитие фонематического слуха, затем этап первоначального овладения языком, когда ребенок начинает произносить свои первые слова, когда активно развиваются мимика и жесты, и, наконец, третий этап, когда в речи ребенка появляются определенные грамматические конструкции, именно этот период – период дошкольного возраста – особенно открыт для овладения родным языком.

Таким образом, проанализировав учебно-методическую и психолого-педагогическую литературу, можно прийти к выводу, что проблема формирования коммуникативной стороны речи детей с общим недоразвитием речи остается одной из самых актуальных в теории и практике современной логопедической науки.
Под общением принято понимать специфическую форму взаимодействия между людьми в их общественной жизни. Роль общения в становлении и развитии полноценной личности ребенка трудно переоценить. Именно благодаря общению у ребенка формируются знания, убеждения, складывается определенное мировоззрение, формируются духовные потребности, интеллектуальные, моральные и эстетические чувства.
Развитие речи у детей дошкольного возраста занимает одно из ведущих мест в педагогической науке, так как именно дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования необходимых речевых навыков, которые очень важны для дальнейшего успешного обучения в школе.
Речь как средство общения возникает на определенном этапе общения, для целей общения и в условиях общения. Ее развитие и возникновение определены нуждами общения и общей жизнедеятельностью ребенка. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития.
Развитие речи детей с общим недоразвитием речи идет своеобразным и замедленным путем, в результате этого различные звенья речевой системы долгое время остаются несформированными. Замедленный процесс овладения речью, трудности в формировании словарного запаса и грамматического строя речи в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка со взрослыми и сверстниками, препятствуют реализации полноценной деятельности общения.
Проведенное экспериментальное исследование убедительно доказывает, что навыками связной речи в достаточном объеме не владеет большинство детей с общим недоразвитием речи. Дети с общим недоразвитие речи характеризуются ограниченностью словарного запаса, отсутствием разнообразных речевых выражений, все это накладывает свой отпечаток и на развитие мыслительной деятельности детей с общим недоразвитием речи, снижает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, в целом препятствуя полноценному овладению знаниями.
Детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи можно и нужно помочь в развитии коммуникативных навыков. Общаясь с окружающими, необходимо показать детям все богатство родного языка, воспитать языковое чутье, научить ясно излагать свои мысли, передавать свои чувства и ощущения, используя при этом разнообразные языковые средства.
Цель исследования заключается в изучении специфики формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!