изучение социально-педагогической деятельности с одаренными детьми | Пример курсовой работы

изучение социально-педагогической деятельности с одаренными детьми

Целью данной работы является изучение социально-педагогической деятельности с одаренными детьми.

Таким образом, каждый вид одаренности предполагает охват в различной степени всех пяти видов деятельности. Деятельность музыканта-исполнителя, например, является художественно-эстетической, но она также проявляется и в практическом плане, на уровне моторных навыков и исполнительской техники, познавательном уровне, предполагающем интерпретацию музыкального произведения, на коммуникативном уровне, обеспечивающем коммуникацию между слушателями и автором, и, наконец, на духовно-ценностном уровне, которые подразумевает придание смысла своей музыкальной деятельности.
 Приведенная классификация по виду деятельности и обеспечивающим ее сферам психики, позволяет наиболее полно понять качественную природу одаренности. Данные критерии считаются исходными по сравнению со всеми остальными, которые только определяют характерные для человека в данный момент формы.
По степени сформированности одаренности можно выделить:
актуальную одаренность;
потенциальную одаренность.
   Актуальная одаренность  подразумевает характеристики ребенка с уже имеющимися показателями психического развития, проявляющимися в выполнении деятельности в конкретной предметной области на более высоком уровне, чем сверстники или установленная социальная норма. Здесь речь идет не только об учебной деятельности, но и о широком спектре различных видов деятельности.
Особую категорию одаренных детей составляют талантливые дети, талантливым считают ребенка, достижения которого имеют объективную новизну и социальную значимость. Обычно продукты деятельности талантливого ребенка оцениваются экспертом в соответствующей области, как отвечающие или не отвечающие в той или иной степени критериям профессионального мастерства и творчества.
   Под потенциальной же одаренностью понимают психологические характеристики ребенка, имеющего определенный потенциал для высоких достижений в том или ином виде деятельности. Однако в данный момент этот потенциал не реализован в силу его функциональной недостаточности. Развитию потенциала могут мешать различные причины и обстоятельства, такие как трудное семейное положение, отсутствие мотивации, отсутствие необходимой образовательной среды и многое другое.
Потенциальную одаренность иногда очень тяжело выявить, для этого требуется высокая прогностичность используемых диагностических методов, так как речь здесь идет о качестве, которое, по сути, еще не сформировалось, можно только судить о его развитии. Здесь пока еще отсутствует интеграция компонентов, необходимых для достижения высоких результатов.
В полной мере потенциальная одаренность детей проявляется при благоприятных условиях, которые способны обеспечить ребенку определенное развивающее влияние его на исходные психические данные.
По форме проявления одаренности можно выделить:
скрытая одаренность;
явная одаренность.
Скрытая одаренность  ребенка проявляется в замаскированной форме и обычно не замечается окружающими. Очень часто о ребенке с такой формой одаренности можно сделать ошибочные выводы о полном ее отсутствии. Таких детей зачастую относят к числу не одаренных, неталантливых и неперспективных. При вынесении такого заключения никто не прилагает усилий, чтобы оказать им помощь в развитии и поддержку для раскрытия своих талантов, хотя существует множество примеров, когда именно такие дети добивались очень высоких результатов.
Скрытая одаренность как феномен формируется по определенным причинам, которые, как правило, заключаются в специфике культурной среды, где формируется ребенок, в форме его взаимодействия с окружающими, а также в ошибках, которые были допущены взрослыми в его развитии и воспитании, ведь скрытые формы одаренности являются очень сложными психическими явлениями. В случае, когда одаренность ребенка является скрытой очень важно ее определить и приложить все усилия для ее раскрытия и развития, а также понять личностные особенности ребенка.
Что же касается  явной одаренности, то она, наоборот, отчетлива и заметна  в поведении и деятельности ребенка, даже несмотря на неблагоприятные условия. Одаренность такого ребенка не может вызывать никаких сомнений, его достижения очевидны, поэтому любой специалист по детской одаренности определит ее и сделает заключение о наличии у ребенка высоких возможностей. Также он сможет дать рекомендации по дальнейшей работе с таким перспективным ребенком.
Следующим критерием одаренности может являться широта проявлений в различных видах деятельности:
общая одаренность;
специальную одаренность.
 Общая одаренность означает ее универсальность в различных видах деятельности и выступает в качестве основы продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важными аспектами данного вида одаренности является умственная активность и ее саморегуляция.
   Специальная одаренность проявляет себя в определенных видах деятельности и определяется в отношении узких областей деятельности, таких как математика, спорт и т.д.
  По особенностям возрастного развития  одаренность делится на:
раннюю одаренность;
позднюю одаренность.
В данном случае в качестве решающих показателей выступает темп психического развития ребенка и возрастные этапы, на которых она проявляется в явной степени. Важно отметить, что ускоренное психическое развитие в детстве далеко не всегда связано с достижениями высоких результатов в старшем возрасте и, наоборот, отсутствие явных признаков одаренности в детском возрасте не дает право делать вывод об отрицательных перспективах дальнейшего психического развития личности.
  
Одаренность является очень сложным и многогранным явлением, имеющим как положительные, так и отрицательные черты и последствия.
Положительными проявлениями детской одаренности можно считать высокие результаты в учебе или иной деятельности, в которой у ребенка проявляются способности, нестандартный творческий образ мыслей, разнообразие интересов, хорошую память, настойчивость, абстрактность мышления, самостоятельность, стремление найти корень проблемы и т.д
К отрицательным проявлениям можно отнести индивидуализм, нестабильность интересов, повышенную самооценку, зацикленность на одном виде деятельности, проявление диктаторства, повышенную требовательность и нетерпимость, психологическую неравномерность, профессиональную неопределенность и др.
Таким образом, в целом можно сказать, что одаренный ребенок, безусловно, это талантливый и самобытный человек, который интересен и необходим для общества. Однако сложен и не всегда понятен близкому окружению, требует к себе повышенного внимания и особенных форм социально-педагогической деятельности, которая должна быть направлена на развитие его способностей и устранению недостатков в других видах деятельности.
В данной работе мы изучили понятие одаренности детей, рассмотрели виды и типы детской одаренности, выявили педагогические особенности развития одаренных детей, изучили основы социально-педагогической деятельности с одаренными детьми и ее основные направления. Следовательно, задачи, поставленные в начале работы, выполнены, а цель достигнута.
Целью данной работы является изучение социально-педагогической деятельности с одаренными детьми.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!