изучение системы правового регулирования перевозки груза автомобильным транспортом, выявление недостатков правового регулирования, выработка предложений по совершенствованию законодательства в указанной сфере и практике его применения | Пример курсовой работы

изучение системы правового регулирования перевозки груза автомобильным транспортом, выявление недостатков правового регулирования, выработка предложений по совершенствованию законодательства в указанной сфере и практике его применения

Целью настоящего исследования является изучение системы правового регулирования перевозки груза автомобильным транспортом, выявление недостатков правового регулирования, выработка предложений по совершенствованию законодательства в указанной сфере и практике его применения.

Решающее значение для выявления возникновения недостачи, порчи или повреждения груза, имеет соблюдение установленного порядка и оформления выдачи-приемки груза на основании норм законодательства. Нарушение перевозчиком или грузополучателем установленных правил выдачи-приемки груза может привести к невозможности установить: по чьей вине груз поврежден или утрачен.
Большое значение имеет момент выдачи груза, который определяется в зависимости от места, где эта операция выполняется, и от того, кем осуществляется выгрузка.
Выдача груза на автомобильном транспорте завершается в момент передачи его на складе грузополучателя. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Устава автомобильных дорог перевозчик обязан доставить и выдать груз грузополучателю по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной, грузополучатель – принять доставленный ему груз. Для перевозчика в целях избежания штрафных санкций важно доставить и выдать груз получателю своевременно. Поэтому пунктом 2 статьи 15 Устава автомобильных дорог предусмотрено право грузополучателя требовать от перевозчика возмещение ущерба в соответствии с частью 7 статьи 34 Устава автомобильных дорог, если вследствие повреждения (порчи) груза в процессе перевозки исключается возможность использования груза по прямому назначению.
Невозможность использования груза устанавливается экспертным путем. Если экспертом будет установлено, что возможен ремонт груза, получатель обязан принять его, а перевозчик – возместить затраты, связанные с ремонтом. В случае отказа грузополучателя от принятия груза сторонам необходимо обращаться в арбитражный суд. Судебная инстанция на основании тщательного изучения обстоятельств дела и заключения экспертизы принимает решение по спору сторон.
Егиазаров В.А. считает, что грузополучатель вправе отказаться от принятия груза, который был утрачен, а затем найден. В различных нормативных правовых актах, регламентирующих перевозку груза по-разному решается вопрос о грузе, который был утрачен, а затем найден. На автомобильном транспорте подобной нормы нет. Между тем пунктом 3 статьи 14 Устава автомобильного транспорта установлены условия признания груза утраченным:
– если груз не был выдан грузополучателю по его требованию в течение десяти дней со дня приема груза для перевозки при перевозках в городском и пригородном сообщениях;
– если груз не был выдан грузополучателю по его требованию в течение тридцати дней со дня, когда груз должен был быть доставлен грузополучателю, при перевозке в междугородном сообщении.
В зависимости от места выдачи груза и от того, прибыл ли груз в транспортном средстве без внешних признаков повреждения, а также в зависимости от некоторых других признаков установлен различный порядок выдачи грузов.
Так, согласно пункту 8 статьи 15 Устава автомобильного транспорта выдача грузов, доставленных в исправных крытых транспортных средствах, контейнерах при наличии исправных пломб грузоотправителей, осуществляется грузополучателям без проверки массы, состояния грузов, количества грузовых мест.
Пунктом 9 обозначенной статьи установлено, что выдача груза перевозчиком в пункте назначения с обязательной проверкой массы, состояния груза, количества грузовых мест осуществляется в следующих случаях:
1) доставка груза в крытом транспортном средстве, контейнере, принятом для перевозки без пломб;
2) доставка груза в неисправных кузове транспортного средства, контейнере или в исправных кузове, контейнере, но с поврежденными пломбами грузоотправителя;
3) доставка скоропортящегося груза с нарушением срока доставки, установленного договором перевозки груза, или температурного режима при перевозке, установленного правилами перевозок грузов.
Статьями 34 и 35 Устава автомобильного транспорта установлена материальная ответственность перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя. Основаниями для такой ответственности служат коммерческие акты или акты общей формы.
Указанные акты выполняют две функции:
1. устанавливают обстоятельства, на основе которых впоследствии решается вопрос об ответственности отправителя или транспортной организации за несохранность перевозимого груза;
2. при отсутствии вины отправителя на основании данных акта распределяется ответственность между соперевозчиками.
Правила перевозки грузов автомобильным транспортом предусматривают акт как единственный документ, фиксирующий соответствующие обстоятельства перевозки груза. Статья 38 Устава автомобильного транспорта кроме акта содержит диспозитивные нормы, позволяющие фиксировать обстоятельства перевозки груза в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях.
Исследовав порядок заключения и прекращения договора перевозки грузов автомобильным транспортом стало ясно, что для правильного разрешения вопросов, связанных с перевозкой груза автомобильным транспортом необходима тщательная подготовка и проработка сопутствующих документов, начиная от отправления заявки (заказа) и заканчивая приемкой полученного груза.
Тема исследования была выбрана неслучайно, так как роль перевозки в современном мире является наиболее значимой. Это обуславливается тем, что автомобильный транспорт является наиболее востребованным среди других видов транспорта, так как он наилучшим образом обеспечивает надежность и своевременность доставки.
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Договор перевозки груза автомобильным транспортом нельзя причислить к какой-либо одной из известных науке договорных моделей, так как он обладает присущими только ему особенностями, которые свидетельствуют о его самодостаточности, что позволяет ему занимать свое место во всем многообразии договорных конструкций, выполняя основные задачи, связанные с перемещением материальных ценностей.
Исследовав порядок заключения и прекращения договора перевозки грузов автомобильным транспортом стало ясно, что для правильного разрешения вопросов, связанных с перевозкой груза автомобильным транспортом необходима тщательная подготовка и проработка сопутствующих документов, начиная от отправления заявки (заказа) и заканчивая приемкой полученного груза.
Необходимо назвать следующие недостатки действующего транспортного законодательства:
– ГК РФ не содержит специальных положений, касающихся перевозки грузов автомобильным транспортом. Глава 40 ГК закрепляет общее понятие перевозки груза. Данный факт также требует пристального внимания со стороны законодателей;
– до настоящего времени не определен статус грузополучателя как участника перевозки грузов. На основании сложившейся практики необходимо проработать правовое положение грузополучателя как непосредственного участника гражданских правоотношений по поводу перевозки грузов;
– большое количество отсылочных норм: от ГК РФ к Уставу автомобильного транспорта; от Устава автомобильного транспорта к Правилам перевозки грузов; от ГК РФ к Уставу автомобильного транспорта, далее к Правилам перевозки грузов. Следствием такого положения являются встречающиеся противоречия между положениями приведенных нормативных правовых актов. В этой связи необходимо привести в единообразное соответствие все обозначенные законодательные акты, либо прописать все положения относительно перевозок груза автомобильным транспортом в одном документе.
Договор перевозки грузов автомобильным транспортом является отдельной категорией в системе транспортных и иных смежных договоров в Российской Федерации. Поэтому, он не может быть отождествлен с иными гражданско-правовыми договорами. В связи с этим назрели глобальные изменения действующего гражданского и транспортного законодательства с учетом указанной выше специфики договора перевозки груза автомобильным транспортом, сложившейся в практике применения.
Целью настоящего исследования является изучение системы правового регулирования перевозки груза автомобильным транспортом, выявление недостатков правового регулирования, выработка предложений по совершенствованию законодательства в указанной сфере и практике его применения.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!