изучение роли игры в формировании культуры досуга младших школьников | Пример курсовой работы

изучение роли игры в формировании культуры досуга младших школьников

Цель нашего исследования – изучение роли игры в формировании культуры досуга младших школьников.

В течение многих десятилетий общество пыталось решать проблемы воспитания личности, ограничивая этот процесс рамками трудового и учебно-воспитательного коллектива. В последние годы имели место попытки преодолеть дискретность воспитательного процесса, включив в него сферу досуга. Однако эффективность культурно-досуговой деятельности оказалась чрезвычайно низкой вследствие того, что на область свободного времени были механически перенесены методы воспитания, принятые в формализованных условиях труда и обучения. 
Можно спорить о принципиальной правомерности и границах педагогического влияния на сферу досуга, но вряд ли следует сомневаться, что управлять поведением и деятельностью личности в ее свободное время нельзя. Государство и общество призваны создавать условия для удовлетворения и дальнейшего возвышения реально проявляемых интересов и потребностей людей, однако для определения методики решения этой задачи еще предстоят глубокие и достоверные исследования. Наука и, в первую очередь, прикладная культурология должны дать ответы на многие вопросы, связанные с функционированием культуры и культурно-досуговой деятельности в новых социально-экономических условиях. 
Незнание объективных процессов, происходящих в социально-культурной сфере, и пренебрежение к проявляемым разными группами населения культурно-досуговым интересам приводит к глубоким противоречиям в культурной политике. За годы советской власти были уничтожены десятки тысяч центров камерного досуга, к которому тяготеет подавляющее большинство населения. Зато построена масса отвергнутых зрителями, практически пустующих ангаров, под которыми подразумевались современные кинотеатры. [26]
У нас нет присущей Западу индустрии досуга; нет ничего, подобного культурным центрам Дж.Кеннеди и Ж.Помпиду; нет национально-культурных заповедников, как в США или Японии, но у нас есть непреходящие ценности общественно-просветительного движения, есть успешный опыт ликвидации неграмотности и малограмотности, опыт вовлечения миллионов в добровольное и общедоступное общественно-культурное творчество в сфере досуга; есть, наконец, замечательные традиции реализации принципов социальной справедливости в культурно-досуговой деятельности, которые необходимо сохранять и умножать. 
В первую очередь необходимо положить конец ненаучной, на уровне обыденного сознания трактовке понятий «свободное время», «отдых» и «досуг» в учебной литературе и директивных документах. Даже в Философском энциклопедическом словаре известный российский социолог Б.А.Грушин видит в понятиях «досуг» и «свободное время» синонимы. Между тем, даже самый элементарный анализ предопределяет необходимость учитывать, что это не только разные понятия, но и термины, относящиеся к разным областям научного знания. Свободное время – социально-экономическая категория, отдых – психофизиологическая категория, досуг – категория социально-педагогическая. 
Рабочее время (для обучающихся – учебное время) – это часть общего бюджета времени, детерминированная уставами, правилами распорядка и иными обязательными предписаниями, которые четко определяют параметры трудовой, учебной или иной изначально регламентированной деятельности. 
Личность свободна в выборе профессии и путях ее овладения, но в принципе трудовая или учебная деятельность, когда ее форма, содержание и технология целиком предопределяются администратором, мастером, педагогом или иными лицами, становится для человека первейшей необходимостью, естественным условием существования, требованием природы и общества. 
По мере духовного роста человека последовательно обогащается и его досуг. В случае, когда нет условий для его поступательного развития, это приводит к негативным последствиям. Структура досуга, соответствующая прогрессивному усложнению и развитию потребностей личности, представляется рядом уровней деятельности, отличных друг от друга по своей культурной значимости. [29, с. 11]
Игра помогает создавать и поддерживать положительный эмоциональный фон в детском коллективе, создаёт хорошее настроение, является «школой радости» для каждого ребёнка. Игра выполняет коммуникативную функцию и учит детей общению – между собой и со взрослыми Игра обладает адаптивными свойствами и помогает ребёнку привыкнуть к новым для него условиям. В более широком смысле игру можно рассматривать как способ социализации личности ребёнка и его социальной адаптации в обществе. Игра – универсальный способ воспитания. Познавательные игры расширяют кругозор, пробуждают интерес к познанию действительности. Дидактические игры обучают, подвижные игры развивают физические возможности, творческие игры развивают творческие способности детей. Посредством игры культура досуга детей должна правильно формироваться.
Способствовать развитию интереса детей к игре можно путём создания игровых ситуаций. Итоги игры выступают в двух планах: как игровой и как учебно-познавательный результат. Используя игровые ситуации в образовательном процессе можно достичь высоких результатов в учебно-образовательной деятельности.Считаем свою работу выполненной, цели, задачи достигнутыми.
Цель нашего исследования – изучение роли игры в формировании культуры досуга младших школьников.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!