изучение психологических особенностей личности младшего школьника | Пример курсовой работы

изучение психологических особенностей личности младшего школьника

Целью исследования является: изучение психологических особенностей личности младшего школьника.

Ребенок должен осознавать социальную значимость обучения. Мотивы – это результаты влияния социума (детский сад, семья). В первые школьные дни подобная атмосфера задает положительное отношение детей к труду и помогает воссоздать благоприятные условия для обучения. Но младшие школьники чаще всего живут сегодняшним днем. Именно поэтому огромное значение имеет в учебном процессе то, насколько грамотно будут поставлены ближние и дальние цели.
Учитель должен сформировать ответственное отношение к обучению: оно заключается в умении младшего школьника осознанно подчинять свои действия актуальным, важным целям и задачам. Существуют также и собственно личные мотивы: к примеру, мотивы благополучия (когда ребенок хочет получить хорошую оценку любой ценой, заслужить похвалу).
Младшие школьники испытывают чувство гордости, невероятный всплеск сил, когда их педагог хвалит их. Учитель в начальной школе имеет огромное воспитательное воздействие. Это связано с тем, что педагог, с самого начала обучения в школе, является для детей явным авторитетом. Авторитет учителя – одна из важнейших предпосылок для обучения и воспитания в начальной школе [33].
Учебная деятельность в начальной школе, в первую очередь, оказывает помощь в развитии психических процессов познания ребенком окружающего мира через восприятия, ощущения. Младшие школьники отличаются тем, что они наиболее остро и свежо видят этот мир, обладают некой созерцательной любознательностью.
Одна из типичных черт восприятия младшего школьника – это малая дифференцированность. Дети младшего школьного возраста могут ошибиться или не совсем точно дифференцировать похожие объекты при их восприятии [24].
Еще одной особенностью восприятия учащихся данного возраста является его тесная связь с тем, что ребенок делает. На данном уровне психического развития восприятие коррелирует с действиями на практике. Если ребенок трогает предмет, берет в руки, делает с ним какие-то манипуляции, это значит, что так он его воспринимает.
Также, характерной является и ярко выраженная эмоциональность при восприятии у детей младшего школьного возраста. Некоторые особенности данного возраста касаются концентрации внимания у учащихся в начальной школе.
Главная особенность в данном возрасте – это слабость произвольного внимания. Младший школьник еще ограничен в своих возможностях, он не может полностью регулировать внимание и управлять им. Произвольное внимание ребенка в начальной школе требует близкой мотивации. Если ученикам старших классов уже удается поддерживать произвольное внимание даже при том условии, что есть только дальняя мотивация (они могут заставлять себя сосредотачиваться на скучной и трудной работе только ради результата, который ждет их в будущем), то младший школьник сможет заставить себя усердно поработать только в том случае, если у него есть близкая мотивация (он знает, что получит хорошую оценку, надеется заслужить похвалу учителя, стремится лучше всех выполнить какое-либо задание и т. д.) [19].
Непроизвольное внимание у младших школьников развито намного лучше. Всё новое, необычное, яркое, особенное без усилий привлекает внимание учеников. Процесс обучения оказывает влияние и на возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте.
Роль смыслового запоминания растет, младший школьник уже может более сознательно управлять своей памятью и даже регулировать отдельные ее проявления. Так как в этом возрасте преобладает первая сигнальная система в деятельности, младшие школьники имеют более развитую наглядно-образную память, а не словесно-логическую.
Дети в таком возрасте лучше и быстрее запоминают и надолго сохраняют в памяти сведения, случаи, происшествия, лица, предметы, факты, но не абстрактные определения или описания. Младшие школьники запоминают механически, не осознавая при этом смысловые связи в данном им материале [20].
Одной из основных тенденций в развитии воображения детей младшего школьного возраста является совершенствование воссоздающего воображения. Его принцип действия таков: ребенок представляет то, что он воспринимал ранее; или же создает образы по описанию, схеме, рисункам и т.д. Более правильное и четкое отражение действительности совершенствует воссоздающее воображение. Также, начинает развиваться и творческое воображение: создаются новые образы, в результате преобразования или переработки впечатлений прошлого опыта ребенка, которые в итоге могут составить новое сочетание.
Еще одна особенность младшего школьного возраста – это общая недостаточность воли: ребенок в этом возрасте пока еще не обладает большим опытом упорной борьбы за поставленную цель, не может преодолеть множество трудностей и преград. Младший школьник может и расстроиться при неудаче, а иногда даже потерять веру в то, что он может достигнуть успеха.
Дети в этом возрасте зачастую могут быть капризными. Причиной такого поведения могут быть упущения воспитания в семье. Если ребёнок привыкает к тому, что любые его капризы и желания выполнялись родителями, то в школе капризность и упрямство будут выражать протест ребёнка против определенных правил в школе, которые часто бывают твердыми и строгими [17].
Младшие школьники крайне эмоциональны, поэтому, их психическая деятельность часто имеет эмоциональную окраску. Все мысли и действия детей имеют эмоциональную окраску. Также, младшие школьники не могут держать под контролем свои чувства и их проявления. Дети ведут себя непосредственно и всегда откровенны, когда выражают радость, печаль, страх, удовольствие или разочарование. Их эмоциональность также находит выражение в неустойчивости эмоций: дети часто переменчивы в настроении, склонны к аффектам, и мгновенным переменам радости и печали, страха и гнева.
Со временем дети учатся регулировать свои чувства и уже могут сдерживать их проявления.
Завершая разговор о психолого-возрастных особенностях младших школьников, стоит отметить, что именно в младшем школьном возрасте есть большие возможности для воспитания отношений в коллективе. Если такое воспитание осуществляется должным образом, то за несколько лет младший школьник обретает крайне важный для своего дальнейшего развития опыт деятельности в коллективе и для коллектива. Чтобы воспитать коллективизм, детей нужно приобщать к участию в общественных делах. А созданию благоприятной атмосферы для коллективного взаимодействия в классе начальной школы способствуют различные виды деятельности.
В современной периодизации формирования психики младшего школьного возраста выделяется период от 6-7 до 9-11 лет. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является деятельность учебная. Она определяет главные изменения, происходящие в формировании психики детей на этом возрастном этапе. Младший школьный возраст является благоприятным временем для получения и осознания многих моральных норм. Ребенок очень хочет выполнять данные нормы, что при правильном построении воспитания способствует у них формированию нравственных положительных качеств.
В центр развития психики младшего школьника выдвигается формирование произвольности (осуществления контроля, выполнения программ действий и планирования). Происходит совершенствование познавательной деятельности (внимания, памяти, восприятия), развитие высших психических функций (счета, чтения, письма, речи), что позволяет ребенку осуществлять сложные мыслительные операции. Именно в младшем школьном возрастном этапе есть большие возможности ребенка для воспитания коллективных отношений, так как его в новой школьной компании окружает много новых лиц. Если такое воспитание происходит должным образом, то в будущем младший школьник обретает особенно важный для своего личностного развития опыт деятельности для коллектива и в коллективе. Чтобы развить коллективизм, детей необходимо приобщать к совместному участию в общественном труде.
Социальная ситуация развития младших школьников связана с особенностями школьного обучения, которые способствуют ее изменению. Так, младшие школьники становятся «общественными» субъектами. С поступлением в школу они приобретают определенный социальный статус ученика.
Целью исследования является: изучение психологических особенностей личности младшего школьника.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!