изучение проявлений профессионального стресса в работе учителя | Пример курсовой работы

изучение проявлений профессионального стресса в работе учителя

Цель исследования: изучение проявлений профессионального стресса в работе учителя.

В основном стрессоустойчивость понимается как системная динамическая характеристика, определяющая способность человека противостоять стрессорному воздействию или совладать со многими стрессогенными ситуациями, активно преобразовывая их или приспосабливаясь к ним без ущерба для своего здоровья и качества выполняемой деятельности4.
Следует выделить, что в процессе столкновения с трудными ситуациями, в повседневной жизни, формируется необходимость в приспосабливании человека к окружающему социуму. Психологический стресс, по сути, является понятием, используемым при обозначении широкого круга человеческих эмоциональных состояний и действий, которые возникают вследствие различных экстремальных воздействий (стрессоров) [21].
Непосредственно психологический стресс формируется под влиянием многочисленных факторов, среди которых выделяются характерные особенности стрессовой ситуации, интерпретация события самим человеком, влияние прошлого человеческого опыта, степень осведомленности (информированности) о ситуации, возрастные, индивидуальные и личностные человеческие особенности. При этом стрессовой ситуацией оказывается воздействие на развитие психических процессов человека, его высшие психические функции [10].
Особенностями человеческой реакции на стрессовое воздействие на эмоциональном, физиологическом и поведенческом уровнях, и выбора стратегии преодоления, обусловлены последствия каждого конкретного стресса [17].
Таким образом, характеризуя стресс как предмет психологического анализа, можно выделить, что под стрессом все чаще подразумевают стрессовые воздействия: значительные физические и умственные нагрузки, приводящие к стрессу. Подавляющее большинство авторов идентифицирует и рассматривает стресс в значительной степени с позиции его деструктивного характера, в то же время обращают внимания на эустресс или мобилизирующий стресс. В отличие от дезорганизующего стресса, при мобилизирующем стрессе улучшается деятельность всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), деятельность человека становится более успешной и результативной. То есть, можно сказать, что стресс играет и положительную роль в жизни человека, однако его сила и продолжительность должны быть оптимальными для конкретного человека, что зависит от его индивидуально – психологических особенностей. Непосредственно в работе со стрессовыми ситуациями важную роль играет знание и понимание возрастных и индивидуально-личностных особенностей развития личности, которыми на формирование стресса оказывается существенное влияние.
Проведя теоретический анализ основных направлений исследования стресса в психологической науке, необходимо заметить, что данная тематика является до сих пор актуальной. Проанализировав различные точки зрения на проблему развития стресса можно ее определить как комплексное свойство человека, характеризующееся совокупностью эмоционально – волевых, интеллектуальных, мотивационных компонентов и их отношением к характеру деятельности, что обеспечивает успешное достижение цели деятельности.
Нами было проведено исследование где базой исследования стало МОУ СОШ №3. В ходе исследования приняли участие 20 испытуемых. Возраст педагогов от 22 до 52 лет, педагогический стаж работы от 1 года до 30 лет.
Для измерения уровня эмоционального «выгорания» у педагогов нами была использована методика В.В. Бойко «Диагностики уровня эмоционального выгорания». Анализ результатов исследования позволили нам выявить следующие симптомы эмоционального выгорания: высокий уровень эмоционального выгорания имеют 52% испытуемых. Средний уровень имеют 22% педагога. У 26% низкий уровень эмоционального выгорания.
Для более детального изучения эмоционального выгорания применялась методика «Определение психического «выгорания» А.А. Рукавишникова. Анализ результатов исследования позволили нам выявить следующие симптомы психического выгорания: высокий уровень имеют 8 (40%) педагогов; средний уровень у 5 (25%) педагогов; низкий уровень имеют 7(35%) педагогов.
Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод, что проблема «выгорания» педагогов сегодня актуальна, лишь у 26% педагогов не выявлен синдром «выгорания», а у 52% испытуемых в сформированной стадии находятся такие симптомы как: «переживание психотравмирующих обстоятельств», «неудовлетворённость собой», «неадекватное избирательное эмоциональное реагирования», «тревоги и депрессии», «эмоциональнонравственная дезориентация», «эмоциональный дефицит», «эмоциональная отстранённость».
У 22% педагогов, принявших участие в исследовании, «выгорание» находится в стадии формирования, что говорит о необходимости психопрофилактики и психокоррекции их эмоционального и психического состояния.
В соответствии с результатами исследования сформулированы рекомендации в адрес общеобразовательной организации и учителей, описаны основы программы по работе с эмоциями, которая может быть использована в работе с педагогами.
Цель исследования: изучение проявлений профессионального стресса в работе учителя.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!