изучение проблемы телефонной зависимости и способов ее профилактики у младших школьников | Пример курсовой работы

изучение проблемы телефонной зависимости и способов ее профилактики у младших школьников

Целью исследования является изучение телефонной зависимости и способов ее профилактики у младших школьников.

В процессе школьного обучения качественно изменяются, перестраиваются все сферы развития ребенка. Начинается эта перестройка с интенсивного развития интеллектуальной сферы. Основное направление развития мышления в школьном возрасте – переход от конкретно-образного к словесно-логическому и рассуждающему мышлению.
И.Ю. Кулагина отмечает, что овладение в процессе обучения системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного или теоретического мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т.е. от типа обучения [13].
Изменяются и другие познавательные процессы – внимание, восприятие, память. Память развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.
В возрасте 7 – 11 лет активно развивается мотивационно-потребностная сфера и самосознание ребенка. Одними из важнейших становятся стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников, в первую очередь связанное с учебной деятельностью, с ее успешностью. Учебная деятельность требует от детей ответственности и способствует ее формированию как черты личности.
В течение младшего школьного возраста происходит перестройка мотивационной сферы ребенка. Перестройка связана с изменением отношения к школьному обучению.
В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, ребенок хочет учиться. Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для ученика – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям.
Другие широкие социальные мотивы учения– долг, ответственность, необходимость получить образование тоже осознаются учениками, придают определенный смысл их учебной работе. Однако, по мнению И.Ю. Кулагиной абстрактное для него понятие долга или далекая перспектива продолжить образование в вузе непосредственно побуждать его к учебной работе не могут.
В младшем школьном возрасте развивается самопознание и личностная рефлексия как способность самостоятельно установить границы своих возможностей, внутренний план действий, произвольность, самоконтроль. Ребенок овладевает своим поведением. Он более точно и дифференцированно понимает нормы поведения дома и в общественных местах, улавливает характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, начинает более сдержанно выражать свои эмоции, особенно негативные. Нормы поведения превращаются во внутренние требования к себе, что порождает переживания мук совести. Развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные (чувство товарищества, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости). Тем не менее, для младшего школьника неустойчивость нравственного облика, непостоянство переживаний и отношений вполне характерны.
И.В. Шаповаленко указывает на то, что вступление в классный коллектив имеет существенное значение для развития социальных чувств и личности младшего школьника. Межличностное взаимодействие с одноклассниками и учителями, занятие определенного места в системе отношений сверстников обеспечивает практическое овладение школьником нормами и правилами общественного поведения. Младший школьник активно осваивает навыки общения, умения завязывать и поддерживать дружеские контакты [30].
На протяжении младшей школы отношения со сверстниками существенно изменяются. В первом классе восприятие школьника, как правило, опосредовано отношением к нему учителя и уровнем успеваемости, а выбор друга определяется внешними обстоятельствами оказался рядом за одной партой, живут поблизости). Постепенно, к 10 – 11 годам, приобретают значимость личностные качества учащегося (внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность), его организаторские способности.
Оценка результативности ребенка влияет на формирование и развитие его самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.
У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.
У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности и даже безнадежности. Снижает остроту этих переживаний компенсаторная мотивация — направленность не на учебную деятельность, а на другие виды занятий. Утверждаясь в посильных для него видах деятельности, ребенок приобретает неадекватно завышенную самооценку, имеющую компенсаторный характер. Но даже в тех случаях, когда дети компенсируют свою низкую успеваемость успехами в других областях, «приглушенное» чувство неполноценности, ущербности, принятие позиции отстающего приводят к негативным последствиям.
Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Кроме того, немаловажным является стиль воспитания и ценности, принятые в родительской семье.

Исследование посвящено изучению профилактики телефонной зависимости у младших школьников.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что вотличие от зарубежных исследователей, в большинстве своем считающих аддикцию синонимом зависимости, в отечественной литературе аддиктивное поведение чаще означает, что болезнь как таковая еще не сформировалась, а имеет место нарушение поведения в отсутствие физической и индивидуальной психической зависимости. На формирование аддиктивного поведения оказывают влияние социальные, личностные и биологические факторы. Зависимость может быть психической и физической.
Границами младшего школьного возраста является возраст 6-7 – 10-11 лет. Младший школьный возраст связан с поступлением ребенка в школу и формированием у него позиции ученика, заключающийся в появлении общественно значимой и контролируемой учебной деятельности, за которую ребенок несет ответственность. В младшем школьном возрасте у ребенка активно развивается теоретическое мышление, мотивационно-потребностная сфера и самосознание, произвольность и самоконтроль. Успешность в учебной деятельности напрямую влияет на самооценку ребенка.
С развитием доступности и частоты применения детьми начального школьного возраста глобальной сети Интернет возникает педагогические и психологические проблемы из-за развития у детей интернет-завиcимоcти.
В результате проведенного эмпирического исследования мы можем сделать следующие выводы: телефонная и интернет-зависимость влияет на самооценку, особенности адаптированности и уровень школьной мотивации учащихся. Как правило, высокий уровень интернет и телефонной зависимости снижает самооценку, адаптированность и мотивацию.
В профилактике телефонной зависимости у младших школьников первое место должно отдаваться всестороннему развитию ребенка. Кроме того, профилактика должна быть результатом работы и взаимодействия родителей и педагогов.
Проведенное исследование позволило достичь поставленной цели и решить задачи. Гипотеза исследования подтвердилась.
Целью исследования является изучение телефонной зависимости и способов ее профилактики у младших школьников.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!