изучение понятий конкуренции, монополии их видов и форм, а так же их влияние на современную экономику | Пример курсовой работы

изучение понятий конкуренции, монополии их видов и форм, а так же их влияние на современную экономику

Цель работы состоит в изучении понятий конкуренции, монополии их видов и форм, а так же их влияние на современную экономику.

Естественная монополия существует, когда множество факторов делают конкуренцию неработоспособной, финансово неосуществимой или невозможной. Естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Технологическая монополия. Бизнес, впервые продающий продукт или услугу, может получить патент или авторские права. Эта правовая защита делает бизнес технологической монополией. Например, у электроники будет технологическая монополия, если она патентует новый продукт. Аналогичным образом, продукты с конкретными и очень точными компонентами, такими как электроника и фармацевтика, подчиняются технологическим монополиям, поскольку конкуренты не могут создать функциональный конкурирующий продукт, не нарушая патент оригинальной компании.
Географическая монополия. Когда только один бизнес предоставляет продукты или услуги в местном регионе, этот бизнес является географической монополией. Как правило, появляются географические монополии, поскольку клиентская база недостаточно велика для поддержки конкуренции. Например, сельские районы и очень маленькие города могут иметь только одну бензоколонку или продуктовый магазин, потому что население слишком мало для поддержки более чем одного из этих магазинов. Конкуренты иногда появляются в этих областях, но один из конкурирующих предприятий обычно закрывается, подтверждая географическую монополию. Многие сходятся во мнении, что монополию необходимо регулировать. Наиболее эффективным органом для регулирования монополии является правительство. Например, монополии имеют рыночную власть устанавливать цены выше, чем на конкурентных рынках [14, с. 312].
Правительство может регулировать монополии путем ограничения цен, конкуренции и предотвращения роста монопольной власти. Почему правительство регулирует монополию?
1) Предотвращение высоких цен. Без государственного регулирования монополии могут поставить цены выше конкурентного равновесия. Это приведет к неэффективности распределения и снижению благосостояния потребителей.
2) Качество обслуживания. Если фирма имеет монополию на предоставление определенной услуги, у нее может быть небольшой стимул предлагать качественный сервис. Правительственное регулирование может гарантировать, что фирма отвечает минимальным стандартам обслуживания.
Следовательно, правительства регулируют монополии с целью принести пользу обществу больше, чем если бы монополии максимизировали свою прибыль
Иногда правительство будет регулировать монополию, фактически владея ею. Например, в Соединенных Штатах федеральное правительство владеет Почтовой службой Соединенных Штатов, а в Европе многие правительства владеют и эксплуатируют коммунальные услуги, такие как вода и электричество.
В Российской Федерации существуют абсолютно все виды монополии. В России выделяют 4 естественных монополиста:
– ПАО «ГАЗПРОМ»;
– РАО «ЕЭС России»;
– ПАО «РЖД»;
– ПАО «Ростелеком».
Например, добычей нефти в России занимаются 240 нефтегазодобывающих компаний, однако 11 из них занимают больше 95% от общего объёма добычи. Наиболее крупные торговые сети также являются монополистами.
Например доля ПАО «Магнит» составляет 40%. Каждая из таких компаний обладает монопольной властью, то есть возможностью регулировать цены на товар посредством ограничения предложения. Очень часто монополисты злоупотребляют данной властью, в результате наносят ущерб потребителям.
Из этого следует, что рыночные условия никак не влияют на ценообразования. Данные задачи показывают, что Россия стремится к конкурентному рынку. Однако, для решения этих задач требуется время, финансовые вложения и разумный, креативный подход.
В условиях монопсонии проблема повышения конкурентоспособности предприятия становится важнейшей проблемой. Монопсония представляет собой разновидность рынка, на котором имеется всего один покупатель товара, услуги или ресурса. Иначе говоря, монопсония предполагает, что покупатель является монополистом, а, следовательно, сам устанавливает цены на приобретаемую продукцию, а производители вынуждены с ним считаться. В этих условиях проблема повышения конкурентоспособности исследуемого предприятия приобретает особую остроту.
Для предприятия, действующего в условиях монопсонии, одним из способов повышения конкурентоспособности является переход к инновационному развитию, что становится особенно актуальным в условиях инновационно-цифровой экономики.
В большинстве случаев коммерческий успех достигается за счет кооперации предприятий. В условиях монопсонии необходимость взаимодействия предприятий-конкурентов менее конфронтационным образом, стремление к партнерству выходит на первый план. Концепция сотрудничества предприятий впервые была предложена японскими холдингами. Подобная стратегия способствует инновационному развитию предприятия, разработке новых технологий производства, повышению качества продукции в условиях совместного производства.
Чтобы быть успешным на рынке, предприятие вынуждено эффективно использовать имеющиеся финансовые, материальные и человеческие ресурсы и постоянно анализировать внешнюю среду. Это побуждает руководство предприятия стремиться к непрерывному развитию, адаптировать функции, задачи, цели и методы управления к изменяющимся условиям высококонкурентного рынка.
Одним из основных условием существования рыночной системы является соперничество, или как принято называть это явление — конкуренция. Важность наличия стабильных и созидательных отношений на рынке между субъектами конкуренции, монополии, потребителями, иными гражданами и их объединениями для развития социально-экономических отношений, экономической и даже политической безопасности только усиливает публичную значимость регулирования государством конкуренции и монополии. Конкуренция и монополия дополняют друг друга и не могут существовать отдельно, поскольку они синтезированы между собой.
Антимонопольное законодательство РФ направлено на недопущение создания монополий, а также способствование формированию, развитию и поддержанию конкурентной среды.
Формирование российского антимонопольного законодательства началось не так давно, в конце XX века, тем не менее некоторые его элементы уже можно усмотреть в дореволюционный период и в советское время. Однако никакие существовавшие до этого правовые системы и уложения не оказали на него существенного влияния. Поэтому принято считать, что создание антимонопольного законодательства началось с нуля.
Отправной точкой в этой сфере стало принятие закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 № 948-1, при помощи которого уже в том же году было приостановлено создание более 30 крупных концернов, наделенных властью по управлению государственным имуществом, созданию и ликвидации таких учреждений, а также назначению их руководителей.
Уровни антимонопольного законодательства делятся на 3 вида:
Принимаемые на федеральном уровне.
Принимаемые на уровне субъектов РФ, так как на этом уровне возможно регулировать, формировать и применять цены в определенной отрасли экономики, в том числе в естественных монополиях.
Принимаемые на уровне муниципальных образований, так как на этом уровне допускается оказание воздействия на деятельность локальной монополии, например предприятия тепло- и водоснабжения. 
Российское антимонопольное законодательство включает в себя немалый перечень нормативных актов, которые совершенствуются, дополняются и изменяются с учетом развития экономических отношений. Формируется оно из документов, принимаемых не только на федеральном, но и на региональном уровне, а также путем издания актов самим антимонопольным органом.
Цель работы состоит в изучении понятий конкуренции, монополии их видов и форм, а так же их влияние на современную экономику.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!