Изучение особенностей развития творческого мышления у старших дошкольников

Цели и задачи

Цель исследования: изучить особенности развития творческого мышления у старших дошкольников.

Введение и актуальность


Теперь подростку доступно конкретное и абстрактное логическое мышление. Он может вообразить себе несуществующие объекты, мыслить по аналогии, понимать метафоры, становиться на точку зрения другого человека. Теперь он может решать задачи «в общем виде», и яблоки с собаками для примера ему не нужны. Чтобы мыслить, подростку уже не требуется связь с реальными физическими объектами или фактическими событиями. Операции полностью перешли во внутренний план[14].
Гальперин полагал, что формирование мышления на ранних стадиях напрямую сопряжено с предметной работой, с манипулированием предметами. Но переход внешних действий во внутренние с перевоплощением их в конкретные мыслительные операции совершается не мгновенно, а постепенно. На любом этапе изменение установленного действия исполняется только по ряду характеристик. Согласно мнению Гальперина, высшие интеллектуальные действия а также операции не могут образовываться без опоры на предыдущие методы исполнения того же самого воздействия, но те полагаются на предшествующие им методы исполнения данного действия, и в конечном результате все без исключения действия в базе своей полагаются на наглядно-действенные методы[6].
Таким образом, мышление – обобщенное и опосредованное отражение закономерных, существенных взаимосвязей действительности. Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности.
Так, в старшем дошкольном возрасте, можно выделить следующие особенности мышления детей:
– ребенок решает мыслительные задачи в представлении;
– освоенная речь приводит к развитию суждений у ребенка, что является способом решения мыслительных задач;
– вопросы детей выступают показателем развития любознательности;
– ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;
– ребенок начинает объяснять явления и процессы;
– складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, пытливость и гибкость.

Заключение и вывод


В ходе проведения исследования нами была проанализирована психолого-педагогическая литература, которая позволила нам четко и полно изучить: характеристику мышления как психологического понятия, особенности развития мыслительных операций у детей, особенности развития творческого мышления у старших дошкольников.
Творческое мышление представляет собой один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта с новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Изучение особенностей развития творческой деятельности детей имеет большое значение в педагогическом процессе. Основным условием развития мышления детей является целенаправленное обучение и воспитание их. В процессе воспитания ребенок овладевает речью и предметными действиями, учится самостоятельно решать задачи по степени сложности, понимает требования, которые предъявляют ему взрослые, и начинает действовать в соответствии с ними. Развитие мыслительных операций выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении способов и форм мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребенка дошкольного возраста усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности – познавательные интересы.
В ходе практического исследования нами приводятся результаты эмпирического исследования динамики развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста. Выделены общие характеристики и специфика развития творческого мышления детей 5 и 6 лет, представлена специфика развития творческого мышления у девочек и мальчиков указанных возрастов. Показаны возможности специальной программы по развитию творческого мышления старших дошкольников.
Таким образом, в результате проведения специальной программы развития творческих способностей в экспериментальных группах увеличилось число детей с высоким уровнем развития творческого мышления, проявляющегося в оригинальности выполнения заданий, требующих творческого подхода, и уменьшилось число детей с низким уровнем данного показателя. Все это свидетельствует об эффективности разработанной программы и ее реальных и потенциальных возможностях в области развития творческих способностей детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей. Реализация программы также позволила определить не только дифференцированные, но и индивидуальные линии развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.
В процессе экспериментальной работы нами были получены положительные результаты, которые подтвердили выдвинутую гипотезу.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ