Изучение особенностей развития самооценки у младших школьников

В свою очередь А. Адлер видел формирование самооценки через переживание неполноценности и беспомощности по сравнению с другими в детстве. А. Маслоу, в своей иерархии потребностей связывает с самооценкой потребность в принадлежности и любви и потребность в самоуважении.[5] К. Роджерс рассматривал самооценку через «Я-концепцию» личности, которая формируется в процессе социализации личности благодаря взаимодействию со значимыми другими.[6]
А.З. Зак в своих исследованиях говорит о самооценке как о средстве анализа и осознания субъектом собственных способов решения задач, на которых строится внутренний план действий, обобщённая схема деятельности личности [8].
Обращаясь к отечественной психологии, отметим высказывание Б.Г. Ананьева, высказавшего мысль о том, что самооценка является сложным процессом опосредованного познания себя.[2] Ю.Б. Гиппенрейтер даёт отличие самопознания, самооценки, самосознания от интроспекции. На ее взгляд, процессы познания и оценки себя сложны и продолжительны, в них входят данные самонаблюдения, но только как первичный материал, который накапливается и подвергается обработке: сравнению, обобщению и т. п.[11].
Анализируя и обобщая научные материалы отечественных и зарубежных ученых, Л.И. Божович предполагает структурно-динамическую модель самооценки как системного образования. Согласно ей, самооценка представляет собой форму отражения человеком самого себя как особого объекта познания, репрезентирующую принятые им ценности, личностные смыслы, меру ориентации на общественно выработанные требования к поведению и деятельности; является социальным образованием, функционирующим как компонент самосознания и участвующим в саморегуляции [4].
Таким образом, феномен самооценки популярен в области психологической науки и интересен многим ученым, вероятно потому, что самооценка, как психологическая категория, находится в структуре ядра личности, является ядром самосознания, формируется с детского возраста через стремление к превосходству как основной мотивационной силой под влиянием социальной ситуации развития и значимых других.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ