изучение особенностей формирования грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста | Пример курсовой работы

изучение особенностей формирования грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста

Целью нашего исследования является изучение особенностей формирования грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.

В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения грамматической стороны речи. У ребенка вырабатывается определенный динамический стереотип при изменении имен существительных, прилагательных и других грамматических форм. Ребенок усваивает, что для выражения тех или иных мыслей требуется употребление определенных грамматических форм.
Психологи Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя и др. рассматривали механизм грамматического структурирования в другом аспекте, в речевой деятельности. Речевая деятельность – это целенаправленная, мотивированная деятельность, опосредованная знаками языка и воздействующая на мысли, чувства [22, с.55].
Эти психологи выделяют в структуре речевой деятельности мотивационную, исполнительскую и ориентировочную часть, такие ее составляющие, как мотив, этап замысла, построение внутренней программы высказывания, исполнительскую часть и блок контроля (все блоки работают одновременно). Ученые считают, что в речевой деятельности есть как бы два уровня структур – глубинных семантико-синтаксических и поверхностных языковых. Внутренние семантические структуры языка закладываются в раннем возрасте в период дословесной жестовой речи (Е.И. Исенина [8]); они близко взаимосвязаны со структурами внешних практических, игровых, предметных действий, отражают их. Речь-мысль разворачивается в зрительных и сенсомоторных кодах, лишь затем как бы переводится в единицы и структуры речи внешней (Н.И, Жинкин [33]). .
Грамматическое структурирование высказывания происходит на этапе внутреннего программирования и развертывания программы сначала на уровне глубинных семантико-синтаксических структур, затем исполнительского звена и, наконец, в блоке контроля, сличения замысла и исполнения, исполнения и эталонов.
Формирование этой сложной системы в младшем школьном возрасте происходит постепенно, сначала, в период дословесной жестовой речи, развиваются глубинные семантико-синтаксические структуры, а в дальнейшем, по мере освоения окружающего пространства, мира вещей и людей, завершается процесс формированием нормативных эталонов грамотности и способов самоконтроля.
По данным В. Штерна [36] усвоение грамматического строя речи происходит в результате взаимодействия «конвергенции» двух факторов: внутренних задатков (семантических структур) в которых заложено влечение к речи и внешних условий – речи взрослых, которая дает материал для реализации этих внутренних задатков ребенка. Приблизительно такой же точки зрения придерживался и А.В. Запорожец [8]. В своих исследованиях он подчеркивал, что освоение грамматического строя носит спонтанный характер, совершается в общении со взрослыми и сверстниками через разрешение противоречий между имеющимися в распоряжении ребенка средствами и теми требованиями к ним, которые объективно накладываются условиями речевого общения, между желанием и достигнутым результатом. Освоение грамматических средств происходит в контексте освоения форм речи (диалог-монолог) и форм общения (эмоционального, познавательного и личностного).
Таким образом, механизм грамматического структурирования имеет условно рефлекторную основу. Ребенок овладевает грамматическим строем речи через познание связей и отношений окружающей действительности.
Проанализировав всю проделанную работу раскроем ее внутреннюю логику.
В теоретической части был проведен обзор исследований детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и школьной педагогике, показан механизм грамматического структурирования, сущность процесса формирования лексико- грамматического строя речи. Полученные выводы послужили обоснованием для определения методики работы направленной на формирование лексико- грамматического строя речи детей среднего возраста. Мы пытались связать воедино теорию и практику. В принципе вся теоретическая часть построена так, чтобы ее было можно максимально подвести к практической части.
Результаты проведенной работы по развитию устной речи учащихся позволил сделать следующие выводы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что при организации работы по развитию устной речи детей среднего дошкольного возраста необходимо учитывать разнообразие их познавательной деятельности.
3. Исследование показало, что у детей среднего дошкольного возраста до начала специальной систематической работы находятся на низком уровне развития устной речи.
Целью нашего исследования является изучение особенностей формирования грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!