изучение организации познавательной деятельности учащихся на уроках истории | Пример курсовой работы

изучение организации познавательной деятельности учащихся на уроках истории

Целью работы является изучение организации познавательной деятельности учащихся на уроках истории.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всём мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации и её разнообразие. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Игра способна решить еще одну проблему. Сегодняшнюю школу критикуют за перенасыщенность вербальных, рациональных методов и средств обучения, за то, что не принимается во внимание природная эмоциональность детей.
Игра – это естественная для ребёнка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Поскольку обучение – это «процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организации формирования знаний, умений, навыков», можно сказать, что дидактическая игра – условная занимательная для субъекта деятельность, которая направлен; на формирование знаний, умений и навыков. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребёнка, а не исключительно из своих соображений удобства, порядка целесообразности.
В процессе игры ребёнка осуществляется жизненный баланс между ним и взрослым человеком. В повседневной жизни взрослый почти всегда выступает в качестве субъекта: воспитывающего, ведущего. Ребёнок соответственно, объект: воспитуемый, обучаемый, ведомый. Это становится стереотипом отношений, который маленький человек не в силах изменить. В силу сложившихся стереотипных взаимоотношений со взрослым, ребёнок, являющийся объектом и субъектом одновременно, не всегда может проявить свою субъективную сущность. В игре же он решает эту проблему, создавая собственную реальность, творя свой мир.
Остановимся на наиболее важных психолого-педагогических возможностях, которые могут быть использованы на уроках истории.
Во-первых, и это отмечалось многими исследователями, игра – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности.
Ф.И. Фрадкина, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие — чтобы получить высокую оценку, третьи — чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы.
Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.
В настоящее время ученые выяснили разницу функционального назначения правого и левого полушарий головного мозга. Левое полушарие специализируется на вербально-символических функциях, а правое – на пространственно-синтетических. Так, например, при активной работе правого полушария проявляется высокий уровень ассоциаций, абстрактного мышления, обобщения понятий, а при функциональном лидировании левого полушария облегчаются стереотипные двигательные операции, а ассоциации становятся конкретными, с низким уровнем обобщения понятий. «Образная память, способность сохранять длительное время впечатление от увиденного – это тоже правое полушарие, а также ориентироваться в пространстве: помнить обстановку в своей квартире, расположение районов и улиц в городе. Именно правое полушарие напоминает нам, где лежит та или иная вещь, как пользоваться различными приборами и приспособлениями».
Таким образом, можно отметить, что игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую неигровую ситуацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению.

Под познавательной деятельностью обучающихся понимается единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она характеризуется целями и мотивами, разделяется на три этапа. Для активизации познавательной деятельности обучающихся необходимо создавать соответствующие условия, пути по отдельным направлениям формирования и развития познавательного интереса, а также следует придерживаться некоторых принципов активизации познавательной деятельности обучающихся, например, принципа проблемного обучения; принципа взаимообучения; принципа индивидуализации; принципа самообучения; принципа мотивации и т.п.
Для того чтобы вызвать наибольший интерес обучающихся к уроку, учителю необходимо применять разносторонний подход к занятиям, учитывая факторы, побуждающие к активной познавательной деятельности, а именно: интерес, творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность.
Специфика предмета истории заключается именно в том, что любая тема – это бесконечная мозаика событий, ситуаций, предметов быта, личностей, человеческих стремлений и амбиций – та настоящая жизнь, которая не только обучает, но и воспитывает. И игровые методы дают учителю возможность расширить рамки учебного пособия, дать детям возможность взглянуть на изучаемый материал с другого ракурса, расширять кругозор учащихся, активизировать их познавательную деятельность, формировать личность, имеющую свою точку зрения и способную ее аргументировать, развивают гражданские и социальные компетентности.
Применение игровых средств и методик в школьном историческом образовании позволяет ученикам рассматривать предмет не односторонне, дает прикоснуться к наследию нашей страны, мотивирует к углубленному изучению истории, развивает гражданскую позицию и патриотизм.
Сюжетно-ролевые игры позволяют гармонично объединить фактический и теоретический материал, разные уровни познавательной деятельности. Ролевая игра создает условия для того, чтобы учащиеся могли вообразить то, чего в их непосредственном опыте никогда не было, она вооружает школьников доступными для них способами воссоздания исторической действительности. Проигрывание роли, внутренне раскрепощая ребенка, помогает развитию творчества.
Таким образом, цель, поставленная в работе, была достигнута, а задачи решены.
Целью работы является изучение организации познавательной деятельности учащихся на уроках истории.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.