изучение мотивов, потребностей и интересов в структуре личности | Пример курсовой работы

изучение мотивов, потребностей и интересов в структуре личности

Целью данного исследования является: изучение мотивов, потребностей и интересов в структуре личности.

Понятие мотив в большом смысле применялось и сейчас применяется для обозначения всех устойчивых диспозиций (ценностных ориентаций, влечений, желаний, потребностей и др.), выполняющих функцию побуждения личности к определенной активности. Как определял мотивы А.А. Леонтьев – это некоторые внутренние силы, которые взаимосвязаны с потребностями человека и побуждают его к конкретной деятельности, свойство, которое приобретает в определенной ситуации материальный предмет, на который нацелена деятельность и ради которого она осуществлялась [16].
Между понятиями мотивации и мотива существует разница. Х. Хекхаузен описывает ее следующим образом: мотив характеризует потребность, побуждение, влечение, склонность. Мотивы формируются в процессе индивидуального развития в форме относительно устойчивого оценочного отношения человека к миру [21].
У каждого человека проявления мотивов индивидуальны. Мотив направляет поведение человека до тех пор, пока он не достигнет цели, или пока вследствие изменившихся условий другой мотив не станет более насущным для него. В.С. Мерлина отмечает, что мотив – это все, что побуждает человека действовать, в этом отражается приспособительная функция в жизни человека и животных. Но в отличие от животных, действия человека являются сознательными.
Таким образом, под мотивом понимаются только такие побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий [18].
Мотивация выступает в качестве процесса психической регуляции деятельности под воздействием конкретных мотивов. Это совокупность процессов, которые отвечают за побуждение в деятельности человека [21].
В структуре личности мотивы являются базовым понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. В качестве необходимого психологического условия мотивов человеческой деятельности выступают эмоции. При этом, та или иная эмоция не является мотивом, поскольку от нее зависит лишь то, как человек реагирует на значимые события, но не то, как целенаправленно он действует.
Мотивы отражают отношение человека к своему делу, оно носит или положительный, или отрицательный характер. Человеку свойственно быть активным преобразователем окружающего мира, быть субъектом деятельности [12].
Мотивация отличается от мотива тем, что является совокупностью психологических факторов, объясняющих активные и целенаправленные действия человека [20].
В описании мотивов важным является понятие направленности личности как совокупности мотивационных аспектов, определяющих поведение человека, направляющих его действия. Направленность личности определяет ее мировоззренческие установки и в зависимости от них, способы реализации устремлений человека [18].
Начало исследований мотивов проводилось в экспериментах Элтона Мэя – представителя поведенческой школы теории управления, проводившего исследования в Хоторне в конце 1920-х годов. Результаты показали, что мотивы зависят от таких аспектов как человеческий фактор, специфика социального взаимодействия, групповое поведение [20].
Далее, стали появляться содержательные и процессуальные теории мотивов. Содержательная теория описывала потребности, побуждающие людей к деятельности, особенно в определении ее объема и содержательной части. В этом направлении значимыми стали труды А. Маслоу, Ф. Герцберга и Д. МакКлелланда, анализирующие структуру потребностей человека.
Процессуальная теория мотивов описывает то, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Здесь речь также идет о теории ожидания, теории справедливости и модели мотивов Л. Портера-Э. Лоулера. Процессуальные теории мотивации тоже описывают мотивирующую роль потребностей, но мотивация анализируется с точки зрения факторов, побуждающих человека вкладывать усилия в достижение конкретной цели [3].
Теория ожиданий утверждает, что человек вкладывает силы в достижение какой-либо цели только тогда, когда у него есть уверенность, что таким образом он удовлетворит важные для него потребности. Если такой уверенности нет, мотивы ослабевают.
Теория справедливости акцентирует то, что человек оценивает, как соотносятся вознаграждение и затраченные усилия. Если вознаграждение недостаточно, у человека возникает психологическое напряжение (по его мнению, вклад недооценен, в результате человек будет стремиться снижать затрачиваемые усилия) [3].
По модели мотивов Л. Портера-Э.Лоулера, результативность выполненного дела рождает удовлетворенность, а не удовлетворенность приводит к достижению высокого результата в работе. Таким образом, ощущение выполненного дела приводит к удовлетворению, способствуя повышению результативности труда.
В мотивации необходимо учитывать аспекты мотива достижения успеха и мотива избегания неудач. Если человек больше ориентирован на успех, он ставит в работе цели, достижение которых расценивается им как успех. Он стремится достичь успеха в своей деятельности, активно включаясь, выбирая средства, которые помогают достигать цели. Если же человек мотивирован на избегание неудачи, у него иная цель – как можно больше избегать возможных ошибок, промахов. Все его усилия и энергия посвящены этому процессу, в результате наступает физическое и психологическое истощение [6].
По мнению Б.И. Додонова, в случае ориентировки на успех человек, верно оценивает свои возможности, планирует и достигает нужного результата. В случае ориентировки на избегание неудач, имеется нереалистичность такой оценки, игнорирование своих ограничений, что основано на завышенной или заниженной самооценке, неадекватном уровне притязаний [11].
А.Н. Леонтьев понимает мотив как идеальный или материальный, лишь представляемый или непосредственно данный предмет потребности, задающий деятельность и осуществляет функции ее направления и побуждения, а также придания смыслообразования, личностного смысла структурным единицам, обстоятельствам и целям деятельности (операциям, действиям), препятствующим или способствующим реализации мотива деятельности. Каким мотивом побуждается деятельность, обычно зависит ее качественные особенности и эффективность ее протекания.
Классификация мотивов любой деятельности может быть совершено различна. Рассмотрим по видам классификацию мотивов.
Мотивы – это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности, другими словами мотив – это преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение ею тех или иных потребностей.
Рассмотрев определение мотива можно сказать что, для успешного выполнения какой-либо деятельности важно создавать условия для перехода понимаемых мотивов в разряд реально действующих, чтобы интересы личности были связаны с выбранным делом.
Интересы могут быть сильными и глубокими, полностью захватить человека, который будет делать все необходимое, чтобы достичь нужных результатов, преодолевая все трудности. Поверхностные и слабые интересы побуждают лишь к любопытному созерцанию достижений других людей. Человек может сосредоточится на чем-то одном, а может переключаться на разные виды деятельности. Он также способен ограничиться лишь одной специфической областью или интересоваться множеством отраслей знаний одновременно.
Структура мотивов, доминирующих потребностей и интересов зависит в первую очередь от конкретной личности, и они бывают довольно разными у каждой личности.
Целью данного исследования является: изучение мотивов, потребностей и интересов в структуре личности.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!