изучение личности и телесно-ориентированной психотерапии | Пример курсовой работы

изучение личности и телесно-ориентированной психотерапии

Целью исследования явилась разработка программы коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии.

Из таблицы и гистограммы видно, что уровень дезадаптации младших школьников в контрольной и экспериментальной группе на констатирующем этапе эксперимента приблизительно одинаков. Как в экспериментальной, так и в контрольной группе у испытуемых наиболее выражены были следующие симптомокомплексы: тревожность по отношению к взрослым, эмоциональное напряжение, уход в себя, враждебность по отношению к взрослым. Менее выражены – недоверие к новым людям, тревога по отношению к детям, асоциальность, враждебность к детям, неугомонность, невротические симптомы, неблагоприятные условия среды, болезни и органические нарушения. Результаты диагностики отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности по методике «Рисунок школы» были представлены в таблице 2.

Таблица 2 Исследование эмоционального отношения к школе и учению у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента (%)
Отношение к школе и учению Констатирующий этап
Экспериментальная группа Контрольная группа
Благополучное отношение 52.6 68.4
Тревога по поводу школьного обучения 42.1 31.6
Страх перед школой 5.3 0

Анализируя основные подходы к исследованию и определению понятия «школьная дезадаптация», мы установили, что в современной существующей системе дефиниций данное понятие выступает и как описательное, и как диагностическое. Школьная дезадаптация рассматривается в рамках следующих подходов: медико-биологического, социально-психологического, социально-педагогического. В нашем исследовании под школьной дезадаптацией мы будем понимать невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребёнка с окружением в рамках конкретного образовательного учреждения. При сходстве внешних проявлений психолого-социальной дезадаптации, проявляющейся в отставании в учении и отклонении в поведении, психологические причины последних могут быть весьма различными. Поэтому, необходимо рассмотреть особенности психического и личностного развития детей младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст – специфический период жизни ребенка, символизирующий начало школьного обучения. Ведущая деятельность – учебная, новообразование возраста – произвольность психической и познавательной сфер поведения; внутренний план действий; рефлексия; самоконтроль. Основными характеристиками дезадаптивного поведения будут являться отсутствие контроля эмоций и поведения, контакта со сверстниками, умения найти разрешение создавшихся учебных проблем; снижение успеваемости или появление тревожности на фоне хорошей успеваемости, заикание, навязчивые движения, тики, частые отлучки в туалет, недержание мочи.
Следует сделать акцент на том, что отличительной особенностью дезадаптации детей младшего школьного возраста является относительно меньшая выраженность защитных и компенсаторных психологических механизмов при сравнительном анализе озвученных качеств у взрослых. Данный факт определяет возможность использования метода телесноориентированной терапии как наиболее адаптивного для детской психологической коррекции.
Телесной терапией называется взаимодействие между пациентом и терапевтом с использованием телесных техник; цель этого взаимодействия – обнаружить скрытые аспекты души. Телесная терапия использует два основных метода, чтобы освободить тело и расширить движения и осознание. Первый метод – двигательные упражнения, раскрывающие блоки, растягивающие мускулы и увеличивающие гибкость. Второй – прикосновения, освобождающие спонтанные движения, которые являются выражением глубоких чувств (то есть комплексов).
Целью исследования явилась разработка программы коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!