изучение и выявление роли коммуникативных основ в формировании межкультурной компетенции в процессе обучения английскому языку | Пример курсовой работы

изучение и выявление роли коммуникативных основ в формировании межкультурной компетенции в процессе обучения английскому языку

Целью написания этой курсовой работы выступает изучение и выявление роли коммуникативных основ в формировании межкультурной компетенции в процессе обучения английскому языку.

Современный этап реформирования образовательной системы предусматривает увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Среди основных задач в воплощении данной задачи следует отметить образование у подрастающего поколения высокой степени межкультурной компетенции, успешного развития навыков общения, тесным образом связанных со способностями вести диалог с представителями других культурных сообществ. Важность данной задачи заключается в интенсивности интеграции нашей страны в международное сообщество, увеличение социального запроса на творческую, деятельную, открытую личность.
Межкультурная компетенция требуется там, где в ходе коммуникации появляется недоразумение, предрассудки и в итоге образуется недопонимание. Межкультурная компетенция – это успешное знакомство с жизненными привычками, нравами, обычаями, установками социума, формами поведения, невербальными элементами, национально-культурными традициями, системой ценностей. Люди, подготовленные к таким знаниям, не станут подвергаться неожиданному удивлению, ощущать на себе «культурный шок».
Идея образования межкультурной компетенции изучается в разных документах Международных организаций, в законе РФ об образовании, в «Концепции общего и среднего образования». В «Концепции модернизации российского образования» указывается потребность в расширении масштабов межкультурного взаимодействия. Поэтому особую важность обретает фактор межкультурной компетенции. Ведущую роль в решении данной проблемы отводят иностранным языкам. Естественные коммуникативные функции языковой культуры помогают изучать систему обучения иностранному языку как базу для обширного процесса развития личности ученика при диалоге культур. Иностранные языки изучаются как средство взаимопонимания и взаимодействия граждан. [Гурочкина, 2008, – С, 80-84.]
Иностранный язык – компонент культуры, и, соответственно, люди, изучающие иностранные языки, должны быть ознакомлены со спецификой функционирования языка в изучаемой культуре. Культура содержит всё то, что о чём общество думает и что делает. Это означает, что в любом языке находит собственное отражение менталитет и поведение говорящей на нём группы людей. Передается и развивается культура с помощью общения, через которое происходит формирование общества и обеспечивается взаимопонимание между участниками этого общества.
Английский язык везде признают международным языком для общения. Ему отводится особенно важное значение тогда, когда граждане, говорящие на неродном языке, применяют английский для социально значимых задач: в международной научной деятельности, в коммерции и т.п. Поэтому изучение базы межкультурного общения в школах становится обязательным шагом.
Необходимость образования межкультурной компетенции связана ещё и с развитием современного информационного общества, что содержит в себе глобализацию социальных и экономических отношений и, соответственно, приводит к увеличению межкультурных контактов.
Изучая данный аспект, Ю.Б. Кузьменкова отмечает, что «…в сегодняшней России у представителей разных социальных слоев возрастает потребность в прямых межнациональных контактах, которая требует овладения новыми способами доступа к информации и работы с ней». Целесообразно согласиться с позицией Ю.Б. Кузьменковой, ведь на самом деле из-за расширения межкультурных профессиональных, политических, экономических контактов от граждан требуются полная готовность и способность успешно участвовать в межкультурном взаимодействии. [Елухина, 2006, – № 3, – С, 9-13.]
Е.Н. Соловова отмечает, что в настоящее время мощным стимулом поиска новых, более успешных вариантов овладения английским языком становится возникшая возможность общения с его реальными носителями, что реализовалось в понимании определённой задачи преподавания английского языка – это образование коммуникативной культуры. Она, в частности, считает, что «в последние десятилетия при обучении иноязычному общению отечественными педагогами во главу угла ставятся задачи, направленные на комплексное развитие коммуникативных умений в устной и письменной речи, что приобретает в настоящий момент все большую актуальность». Конечно, межкультурно-компетентностная личность должна обладать как знанием культуры в совокупности (и собственной, и культурой рассматриваемого иностранного языка), так и навыками коммуникации, умением быть медиатором культур. Как считает Л.Ф. Гаврилова, на старшей ступени средней школы ставится задача образования межкультурной компетенции такой степени, чтобы выпускник школы смог успешно ориентироваться в потоке штампов и отточенных фраз о высоких гуманных устремлениях его англоговорящего сверстника и мог отстоять собственную позицию. В настоящее время российские и иностранные исследователи (Л.Ф. Гаврилова, Л.И. Гришаева, Ю.Б. Кузьменкова, Е. Филлипс) работают над проблемой, касающейся обучения межкультурной коммуникации с помощью формирования коммуникативной культуры.
Коммуникативная культура – это способность общаться, включая деловые ситуации, вырабатываемые поколениями граждан. Она содержит систему кодифицированных образцов и поведенческих норм, деятельности, общения и взаимодействия граждан, несущих регулятивную и проверочную функцию в социальной группе. Одним из главных инструментов коммуникации выступает язык, социальный по собственному содержанию, он является частью поведения людей, включающего в себя вербальную и невербальную формы, язык в некоторой степени подчиняется аналогичным законам, что и поведение людей в совокупности. Общеизвестно, что значительная часть человеческого поведения социально регламентирована, связана с этическими нормами, традициями, ценностями общества, т.е. базируется на конвенциях, которые порой не совпадают в различных культурах. Эти социальные конвенции неизбежным образом отражаются через язык.
Межкультурная компетенция – это способность отдельного человека, позволяющая языковой личности выйти за рамки своей культуры и выполнять медиативную деятельность, не теряя своей культурной идентичности, т.е. её образование тоже обусловлено разными дисциплинами и зависит от обладания особыми знаниями о лингвокультурных концептах. Плюс межкультурная компетенция выступает элементом коммуникативной компетентности. Структура межкультурной компетенции содержит личностные свойства, знание культуры, способности к общению. Главные элементы межкультурной компетенции следующие: социокультурный, социолингвистический, прагматический и лингвострановедческий.
Образование межкультурной компетенции в школах считается целесообразным. Рассмотрев структуру и особенности межкультурной компетенции, мы сделали вывод, что её образованию помогает включение в учебный процесс группы элементов (социокультурный, социолингвистический, прагматический и лингвострановедческий).
Таким образом, нами было осуществлено исследование по образованию и развитию межкультурной компетенции у учеников 5 классов, предложен план мероприятия на базе содержания учебного пособия УМК “English 2–11”. В процессе работы с дидактическими материалами у учеников есть возможность зафиксировать знания по рассмотренным темам и увеличить общий кругозор.
Целью написания этой курсовой работы выступает изучение и выявление роли коммуникативных основ в формировании межкультурной компетенции в процессе обучения английскому языку.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!