изучение и анализ образов природы в лирике Ф | Пример курсовой работы

изучение и анализ образов природы в лирике Ф

Целью настоящего исследования является изучение и анализ образов природы в лирике Ф.

Символическим образом является и образ звезды в «ночной поэзии» Тютчева. Звезда – это один из древнейших общечеловеческих символов, астральный знак, символ вечности, символ высоких стремлений, эмблема счастья. К символу звезды непосредственно примыкает символ неба – нечто недоступное, непостижимое. Небу и звездам противопоставлен образ земли, который тоже является символом. В мифологической традиции небо и земля появились после разделения первоначального хаоса на верх и низ, то есть на небо и землю. Земля у Тютчева – это символ физической жизни человека, тогда как небо – символ бессмертия, «божественного огня», духовного возрождения, полета, к которому человек страстно стремится, но «не дано ничтожной пыли Дышать божественным огнем» («Проблеск»). Человек Тютчева постоянно находится между безднами – между землей и небом. Здесь заключен еще один символ: земля и небо в душе человека, их вечное противоборство. Небо в душе человека стремится к полету, но земля не дает душе взлететь. Море в ночном цикле Тютчева также символично. Это символ жизни, символ жизненной силы души. Помещая человека между двумя безднами – небом и океаном, морем, т.е. водой, – Тютчев показывает трагическую обреченность человека, которому его земное начало не дает оттолкнуть «удушливо-земное» («Хоть я и свил гнездо в долине…»). И человек плывет, окруженный «пылающей бездной» («Как океан объемлет шар земной…»), растерянный, одинокий, а его душа в отчаянном порыве «хотела б быть звездой» («Душа хотела б быть звездой…»).
Большое значение в «ночной поэзии» имеет символика цвета и звука. День всегда окрашен в светлые тона и звуки дня – это чистые, «благодатные» звуки, сливающиеся в один «строй, Стозвучный, шумный и невнятный» («Еще шумел веселый день…»). Ночные краски – темные, имеющие множество оттенков. У Тютчева ночь – не просто чернота, непроглядный мрак, тьма. Ночь – это тени сизые, сумрак тихий, сонный, томный, благовонный («Тени сизые сместились…»). Ночь окрашена как бы в полутона, что придает ощущение трагичности, тревоги, страха. Не черный цвет – символ абсолютной пустоты и абсолютного мрака, а именно серые, сизые, сумрачные полутона. Ночные звуки также приглушены, смазаны, это полузвуки, лишь слегка доносящиеся до человеческого слуха. Цвет и звук ночи символизируют состояние души близкое к смерти. Именно поэтому Тютчев использует не черный цвет – символ полного небытия, а приглушенные полутона-полузвуки, отражающие душевное состояние человека.
Особенность творчества Тютчева, прежде всего, в изображении природы, являющей собой «в художественных системах поэта и художника не столько реальный земной пейзаж, сколько проявление вечного бытия, мироздания. Природа в стихотворениях Ф.Тютчева — живой организм».
«Море ночное» у Тютчева — символ стихии мироздания — становится воплощением движения, оно всегда разное, с каждым мигом изменяющееся. Стихотворение проникнуто восторгом перед величием, красотой, таинственностью природы. Излюбленным приёмом Тютчева является одухотворение, олицетворение природной стихии:
В лунном сиянии словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…
Обилие глаголов создаёт картину вечного движения, бесконечного простора. Очень сильна звукопись, в частности аллитерация, передающая звуки, похожие на раскат грома:
Волны несутся, гремя и сверкая…
Отметим, что лирический герой Тютчева несколько раз называет морскую стихию «зыбью», подчёркивая и простор, и бесконечность, и вечность, и гармоничность окружающего его мира, поэтому не случайно он жаждет соединиться с властной, величественной матерью-природой:
О,как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою…
Используя приём умолчания, автор демонстрирует не только волнение и восторг перед тайной бытия, но и горечь, и тоску от собственного одиночества. Вместе с буйством стихии чувствуется и её Божественная умиротворённость:
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою…
Лирический герой Тютчева ощущает со-причастность жизни моря и, вступая в открытый диалог с ним, обращается на ты:
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты? [Тютчев, 2009: с. 85].
«Звучание изображённой в стихотворении картины моря врывается и в стихотворную строку, отражая игру жизненных сил, праздничный шум, ликование и в то же время сокрушительную силу стихии: аллитерация звуков “р” и “г”, ассонанс “о” создают звучание «бездны роковой» [Лебедев, 2008: с. 3]. Тютчевский герой как будто постоянно чувствует себя на краю бездны, он ощущает её дыхание. Таинственная «зыбь» живёт непостижимой жизнью, что создаёт особый драматизм взаимоотношения человека и мироздания.
В итоге анализа мы приходим к выводу, что мир в изображении Тютчева весьма противоречив. Явный контраст ощущается в противостоянии, с одной стороны, хаоса, мглы, страха и тайны, а с другой стороны, величия и гармонии самой стихии. Человек — песчинка перед ликом мироздания, он в разладе с собой и миром — и человек един со всем сущим, он неотъемлемая часть бытия.
У Тютчева море — это стихия, бесконечная, изменчивая, свободная и могущественная. Анализируя язык поэзии особые внимание мы уделяем цветописи. Море поэт представляет в слиянии, казалось бы, несочетаемых красок:
Здесь лазурно, там сизо-тёмно…
Тусклым сияньем облитое море…
Поэт ищет пути примирения между человеком и природой, поэтому русская пейзажная лирика получает более глубокое, философское осмысление, а морская стихия выступает как символ человеческой судьбы.
Отметим, что и в стихотворении Тютчева человек двуедин – он слаб и величественен одновременно.
Целью настоящего исследования является изучение и анализ образов природы в лирике Ф.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

один × 3 =