изучение холдинговых структур с точки зрения теоретических формулировок и их существования в условиях современных реалий российской экономики | Пример курсовой работы

изучение холдинговых структур с точки зрения теоретических формулировок и их существования в условиях современных реалий российской экономики

Целью написания итоговой работы является изучение холдинговых структур с точки зрения теоретических формулировок и их существования в условиях современных реалий российской экономики.

Отчисления на содержание управляющей компании. Каждое предприятие холдинга, находящееся на хозрасчете, должно отчислять определенную сумму на содержание Управляющей компании. Также на эти цели может выплачиваться определенный процент от прибыли данных предприятий. Очень ярко этот принцип отражен в холдингах, построенных по принципу франшизы, где каждая компания обязана отчислять паушальный взнос, который обычно составляет 3-5%.
Принцип невмешательства в оперативное управление. В связи с тем, что директора предприятий персонально отвечают за эффективность управления предприятием, управляющая компания не должна вмешиваться в вопросы оперативного управления, однако, как уже было сказано ранее, такое происходит не всегда. Например, сеть ресторанов быстрого питания «Суши вок» представляет собой объединение юридических лиц. То есть формально, каждый отдельно взятый ресторан – это обособленно юридическое лицо, действующее в рамках всей организаций. И головная компания «Суши вок» не позволяет своим дочерним предприятиям решать даже текущие проблемы, опасаясь за порчу репутации и имиджа.
Открытость предприятия к проверкам со стороны управляющей компании. В связи с тем, что управляющая компания не должна вмешиваться в оперативное управление предприятием, она имеет право в любое время проводить любые проверки на предмет выполнения директором, принятых на себя обязательств и соблюдения правил функционирования предприятия, установленных управляющей компанией. Директор не имеет права препятствовать проведению проверок со стороны управляющей компании.
Ограничение полномочий директоров предприятий. Директора предприятий холдинга не имеют права самостоятельно без согласования с Управляющей компанией изменять установленные правила функционирования предприятий, заключать сделки и брать ссуды сверх установленных сумм, а также самостоятельно продавать и закладывать имущество предприятия.
Ограничения на изъятие средств из оборота предприятий. В связи с тем, что директора несут персональную ответственность за функционирование предприятий, находящихся на хозрасчете, управляющая компания не должна без учета интересов предприятий изымать их средства сверх установленных нормативов отчислений из прибыли, в том числе и на новые проекты. Дополнительное изъятие средств может сказаться на эффективности работы предприятия. Поэтому, в таких случаях, со стороны руководства холдинга не допускается давление на директора. Более того, руководство холдинга не должно снимать директора с должности, если тот не согласен с целесообразностью отвлечения из оборота предприятия дополнительных денежных средств.
Уметь жить по средствам или “не руби сук, на котором сидишь”. Управляющая компания не должна без учета интересов предприятия, находящегося на хозрасчете, навязывать ему дополнительные затраты, не связанные с прямой производственной деятельностью или необоснованно увеличивающие себестоимость услуг или продукции предприятия. При этом со стороны управляющей компании также не должна давить на директора. На самом деле, все нецелесообразные для производства расходы Управляющая компания, желающая производить эти расходы, должна покрывать их за счет собственных средств, в том числе и за счет получаемых нормативных отчислений с предприятий холдинга.
Принцип единоначалия. Персонал предприятия подчиняется только директору предприятия. Руководство холдинга не должно давать распоряжения персоналу предприятия через голову директора, соблюдая субординацию.
Планирование и отчетность. Ответственность за нарушение сроков по отчетам – каждое предприятие холдинга должно своевременно подавать в управляющую компанию необходимые планы и отчеты. В случае нарушения данных сроков руководители предприятий должны платить неустойку Управляющей компании, размер которой устанавливается единым для всех предприятий холдинга.
Принципы финансовой организации холдинга
Важным условием организационно-структурного развития холдинга является приоритет в защите интересов владельцев уставного капитала, акционеров и партнеров по бизнесу. Для выполнения этого условия при создании предприятий холдинга предлагается использовать основополагающие принципы:
Принцип диверсификации капитала. Распределение акционерного капитала холдинга таким образом, чтобы даже при приобретении блокирующего пакета акций третьим лицом в любом из предприятий холдинга, контроль бизнеса в целом оставался у инициаторов проекта.
Принцип безусловного финансового подчинения. Основан на разделении финансовых потоков и точек образовании прибыли (работы с клиентами). Достигается за счет концентрации функций финансового обслуживание всех предприятий холдинга в одном из его предприятий, которое, в свою очередь, по уставу не может работать с клиентами.
Принцип достаточности. Количество предприятий необходимо и достаточно для решения коммерческих и политических задач холдинга в текущий момент.
Принцип окупаемости. Все предприятия холдинга должны приносить доход. Создание нового предприятия холдинга должно быть экономически обосновано. Убыточные предприятия должны ликвидироваться. Планово-убыточные (благотворительные) направления деятельности должны быть представлены в качестве структурных подразделений предприятий холдинга и существовать за счет их прибыли, либо за счет целевого финансирования по бюджетному принципу другими предприятиями холдинга.
Принцип исключения дублирования. Из организационной структуры каждого предприятия холдинга, по возможности, исключаются любые подразделения, функцию которых может выполнить другое предприятие холдинга на договорных условиях.
Таким образом можно сделать вывод о том, что ни один холдинг не объединяется просто так, и ни один холдинг не существует на рынке по наитию.
В связи с тем, что данное объединение юридических лиц – это сложная многофакторная структура, которая влияет на большую долю рынка и на большое количеству людей, существовать без конкретных ориентиров ей просто нельзя.
Именно поэтому все действия в холдинге строго поделены, выявлены права и обязанности каждой компании, входящей в состав. При этом, ни одна из дочерних компаний не несет ответственность за другую. С одной стороны, это обусловлено разной специализацией этих компаний, с другой – наличием здоровой конкуренции.
Так, например, если рассматривать производственно-реализационную компанию, например, строительную или девелоупментную, то там её структурные подразделения не могут отвечать за действия друг друга. Например, отдел продаж и работы с физическими лицами не может отвечать за отдел строительства, а отдел ипотечного и потребительского кредитования не будет ответственен перед отделом рекламы и маркетинга.
С другой стороны, в холдинг могут объединяться компании, деятельность которых близка друг к другу. Например, «Карусель» и «Перекресток» – это сети гипермаркетов, рассчитанные на средний класс. Они конкурируют между собой на рынке и борются за одного покупателя, хоть и входят в состав одного холдинга.

По итогам всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день холдинг является наиболее популярным способом организации бизнеса.
Впервые холдинг появился в США в 1889 году, а в России только в начале 90х годов, однако сейчас он существует в каждой отрасли.
Самыми распространёнными причинами образования холдингов является захват большей части рынка или оптимизация распределения ресурсов. Хотя последний фактор немного спорный, потому что, объединяясь, холдинговые компании начинают тратить очень много денежных средств, что по факту является тоже ресурсом, на управленческие расходы. Эффективность такого объединения может снижаться, и он будет существовать на рынке только из-за большого влияния на него и возможности лоббирования собственных интересов в государственной и законодательной власти, тем самым вытесняя или создавая преграды более мелким компаниям или новичкам.
Объединяются как государственные (муниципальные), так и частные компании. В зависимости от целей, сферы бизнеса и особенностей функционирования, данные объединения могут быть разных видов.
При этом необходимо понимать, что процесс создания холдинга затратен по времени и по финансовым средствам. Мало просто купить какое-то убыточное предприятие или создать собственное подразделение, необходимо еще и оформить эту сделку через Федеральную Антимонопольную службу, а также провести собрание сотрудников будущего дочернего предприятия с целью составления протокола о согласии или несогласии присоединения. Что же касается ликвидации холдинга, то на практике этот процесс не применим. Зачастую ликвидации поддаются дочерние предприятия.
На сегодняшний день болезненным вопросом остаётся законодательство. А точнее его полное отсутствие. В России нет законодательного определения понятия «холдинг», а от сюда не редко преследования на данные структуры со стороны органов Федеральной Антимонопольной службы. Нет законов, регулирующих и контролирующих деятельность холдингов.
Однако даже отсутствие законодательства не мешает холдингам быть ведущими предприятиями на рынке. Как показал анализ, в России существует достаточно большая проблема с наличием и функционированием малого бизнеса. По истечению 3 летнего периода закрывает свою деятельность около 90% индивидуальных предпринимателей и фермерских хозяйств. Все это создаёт благоприятную почву для того, чтобы холдинги увеличивали свою мощь, так как особо сильной конкуренции нет.
В свою очередь, такая ситуация создаёт как положительные, так и отрицательные стороны.
К положительным сторонам существования холдингов на российском рынке можно отнести:
Наличие широкого постоянно пополняемого ассортимента товаров или услуг;
Надёжность и постоянство на рынке (клиент уверен, что завтра эта компания не закроется и не переедет);
Возможность проведения акций, скидок, праздничных мероприятий;
Благотворительная деятельность;
Доступность для рядового гражданина (как по цене, так и по удалённости от дома).
К отрицательным же можно отнести:
Монополизация рынка (каждый холдинг стремиться захватить как можно больше рыночной доли);
Возможность вступление в сговор с целью влияния на рынок;
Создание иллюзии выбора при полном его отсутствии (клиенту кажется, что на рынке существует множество компаний, но по факту все они принадлежат одному материнскому предприятию);
Отсутствие здоровой конкуренции.
Таким образом, нельзя с полной уверенностью сказать благоприятное или нет на сегодняшний день оказывают влияние холдинги на российском рынке. Однако если посмотреть на опыт развитых европейских стран, где малый бизнес в структуре экономики составляет 60%, а крупный, включая холдинговые структуры – оставшиеся 40%, то можно с уверенностью сказать, что особо большой пользы от данных предприятий нет.
В рамках итоговой работы была изучена деятельность ГК «Талина» – агропромышленного комплекса, берущего своё начало из Республики Мордовия.
Как показал анализ, ключевыми проблемами данного холдинга являются низкие цены на мясо, высокие издержки, сильная конкуренция и слабо развитая инфраструктура агропромышленности в нашей стране. Самым неперспективным направлением деятельности ГК «Талина», как показывает анализ, является выращивание купного рогатого скота и производство продукции из него. Самым перспективным же является свиноводство, то есть основная специализация холдинга.
В последнее время ГК «Талина» участвует во многих инвестиционных проектах, что помогает ей вовремя модернизировать производство. Однако собственный вклад в эти инвестиционные проекты самого холдинга не велик и составляет около 25%. Такая ситуация ставит мясопроизводителя в невыгодное зависимое положение от инвесторов. К тому же не стоит забывать о кризисе в России, увеличение курса доллара и снижении стоимости нефти, а также тот факт, что преимущественно всё оборудование в агропромышленности является зарубежным, а значит, стоимости его обслуживание за последние несколько лет существенно выросла.
Целью написания итоговой работы является изучение холдинговых структур с точки зрения теоретических формулировок и их существования в условиях современных реалий российской экономики.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!