Изучение фонетики в начальной школе

Цели и задачи

Цель исследования заключается в определении особенностей и закономерностей изучения фонетики на уроках русского языка в начальной школе.

Введение и актуальность


Теоретико-методологической базой курсовой работы послужили труды отечественных ученых, посвященные изучению основных грамматических понятий на уроках русского языка в школе. Нами были изучены работы, монографии, научные статьи и труды следующих ученых-лингвистов: Аванесова Р.И., Бондаренко Л.В., Валгиной Н.С., Земского А.М. и др.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что содержащиеся в нем наблюдения и выводы могут способствовать более детальному и конкретному пониманию работы над изучением фонетики на уроках русского языка в начальной школе в области методики преподавания русского языка в среднеобразовательном учебном заведении.
Практическая значимость настоящей работы состоит в возможности использования полученных результатов в вузовской практике при разработке занятий по методике преподавания. Результаты исследования применимы в учебном процессе при подготовке учебной и учебно-методической литературы.
Основное содержание
Структура курсовой работы включает в себя: введение, две главы, параграфы, заключение, список использованной литературы.
Во Введении объясняется выбор темы исследования, определяются объект и предмет исследования, гипотезы, выдвинутые для объяснения, выявляются уникальность, актуальность, новизна и перспективность темы, цель, задачи, методы работы, теоретико-методологическая база исследования, приводится обоснование теоретической и практической значимости.
В основных главах работы приводится полное содержание работы, определение наиболее важных проблем и попытка прийти к наиболее верному их решению.
В Заключении приводятся основные выводы, сделанные во время работы над данной проблемой.
В Списке использованной литературы указываются важнейшие источники материала по выбранной теме.

Заключение и вывод

В настоящей работе мы осветили важный вопрос современной системы начального образования, касаемый обучения фонетике на уроках русского языка в младшем звене.
Детально и достаточно подробно рассмотрев понятия многих отечественных филологов (Аванесова Р.И., Касаткиной Л.Л., Бондаренко Л.В., Розенталь Д.Э., Баранов А.С., Трубецкого Н.С., Щербы Л.В., Якобсона Р.О. и Валгиной Н.С.), мы пришли к рабочему определению термина «фонетика», которое сводится к следующему: фонетика – это наука о звуках речи, являющихся элементами звуковой системы языка.
В результате проделанной работы мы пришли к ряду выводов, которые соответствуют поставленным задачам настоящего исследования.
Фонетические средства русского языка выполняют разграничительную функцию, среди них можно выделить следующие: звук, ударение (словесное и фразовое), интонация. Изучение русского языка в школе начинается со знакомства с произношением звуков и звуковых сочетаний.
В результате приобретения знаний о звуках, слогах, сочетаемости и несочетаемости звуков можно приступать к изучению последующих разделов русского языка: грамматика, лексика и фразеология, графика, словообразование, морфология и синтаксис. Большую роль в усвоении и понимании основ русского языка и развития речи играет фонетика. Также данный раздел языка способствует формированию грамотной письменной и устной речи.
В начальной школе происходит целенаправленное углубление детей в основы фонетики. Непрерывное обучение позволяет учащимся овладевать такими умениями и навыками, как анализ звуков, их классификация, взаимодействие звуков и их роль в образовании слова, а также умение выделять различительные признаки между звуками и буквами.
В 1-ом классе необходимо развивать у учеников способность вести наблюдение за положением и ролью органов речи при произнесении того или иного звука, т.е. учить детей наблюдать за звучанием звуков.
Во 2-ом и 3-ем классах эти умения совершенствуются и становятся более привычными для определения роли звука в звучащей речи.
В 4-ом классе все ранее изученное должно обобщаться.
В нашем исследовании приводится подробный анализ одной из программ по русскому языку для начальной школы. Для нас эта программа интересна в качестве изучения раздела фонетики.
В изучении младшими школьниками фонетики имеются следующие цели и задачи:
1.Слышать и произносить основные звуки речи, различать их на основе артикуляционных признаков.
2.Различать ударные и безударные гласные.
3.Слышать звуки русского языка в слове, правильно их произносить, устанавливать последовательность звуков в слове различать особенности гласных и согласных, твердых и мягких согласных, глухих и звонких, парных по глухости-звонкости согласных.
4. Соотносить звуки и буквы, устанавливать их роль в слове.
5. Научаться русскому литературному произношению звуков и их сочетаний в словах.
Прибегнув к анализу программы УМК «Школа России», мы определили, что фонетическая грамотность у учащихся достигается в совокупности с другими разделами русского языка.
Учителю необходимо вести систематическую работу по преодолению трудностей, возникающих у ребят во время изучения раздела фонетики. Преждевременное устранение трудностей и сложностей позволит ребятам выработать интерес к фонетике.
Эффективное начальное знакомство со звуками языка позволят ученикам в дальнейшем успешно овладеть орфоэпическими и орфографическими навыками.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ