История развития уголовного законодательства России.

Цели и задачи

Целью настоящей курсовой работы является исследование источников уголовного права России.

Введение и актуальность


Кодификация в уголовном праве завершилась принятием в 1958 г. Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Основы отражали политику государства, направленную на либерализацию и демократизацию общественных отношений, что выразилось в отмене уголовной наказуемости за административные, дисциплинарные проступки и малозначительные правонарушения.
Основы уголовного законодательства 1958 г. значительно сократили применение такой тяжкой меры наказания, которой в годы сталинского правления весьма злоупотребляли и законодатель, и суды, и местные органы власти, как конфискация имущества. «Конфискация имущества, - говорилось в ст. 30, - может быть назначена только за государственные и тяжкие корыстные преступления в случаях, указанных в законе».
Основы и принятые тогда же общесоюзные законы об уголовной ответственности за государственные и воинские преступления стали базой для развития республиканского уголовного законодательства.
В октябре 1960 г. был принят УК РСФСР. УК состоял из Общей и Особенной частей и содержал 18 глав и 259 статей.
В 1977 г. уголовный закон был дополнен такими институтами, как условное осуждение с обязательным привлечением осужденного к труду, отсрочка исполнения приговора, условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду.
Эти институты справедливо оцениваются как гуманизация уголовного законодательства.
Таким образом, мы видим цепочку новелл в уголовном законодательстве, позволивших определить принцип гуманизации уголовного наказания как превалирующий над остальными.
Понятие «уголовная ответственность» как отличное от понятия «наказание» появилось впервые лишь в «Основах уголовного законодательства» в 1958 г. УК РСФСР 1960 г. исходил из положения, что наказание не только является карой за совершенное преступление, но и имеет целью исправление и перевоспитание осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам социалистического общежития, а также предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами (ст. 20 УК).
УК РСФСР 1960 г., являясь логичным, но более «мягким» продолжением по характеру своих норм в сравнении с предшествующими нормативно-правовыми актами в сфере уголовного права, стал прообразом действующего Уголовного кодекса Российской Федерации.
С 1968 г. инспекции исправительных работ находились в непосредственном подчинении управлений мест заключения Министерства охраны общественного порядка, с 1972 г. – в подчинении как начальников РОВД, так и отделов УИТУ МВД СССР.
Таким образом, во второй половине XX в. в СССР была создана система органов и учреждений по исполнению наказаний без лишения свободы, на которую были возложены контрольно-надзорные функции в отношении осужденных к наказаниям в виде ограничения свободы.
С 1 января 1997 г. инспекции исправительных работ переименованы в уголовно-исполнительные инспекции (УИИ), которые в 1999 г. были переданы из МВД России в УИС Минюста России. С момента передачи инспекций в Минюст России осуществлена значительная работа по их реформированию, в частности, решены вопросы организационно-правового статуса и финансирования инспекций. В 2005 г. были созданы межрайонные уголовно-исполнительные инспекции (МРУИИ) со статусом юридических лиц, остальные инспекции являлись их филиалами. В целях оптимизации структуры управления УИИ была проведена реорганизация МРУИИ в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации по этому вопросу и приказом Федеральной службы исполнения наказаний ФСИН России) от 30 мая 2011 г. № 335 «О реорганизации, изменении типа и утверждении уставов учреждений, подчиненных территориальным органам Федеральной службы исполнения наказаний».
Реорганизация производилась с учетом численности осужденных, поэтому были созданы филиалы в административно-территориальных образованиях, где они отсутствовали. Согласно данным ФСИН России, такие меры позволили высвободить 436 штатных единиц административного персонала, численность сотрудников, непосредственно исполняющих наказания, увеличилась на 74 человека.
Таким образом, законодательный и научный опыт прошлых веков в части развития института системы наказаний огромен, неоднозначен и во многом мало изучен. Его характерной особенностью является некоторая произвольность в конструировании видов наказания, в постановке уголовной политики, а также частая смена парадигмы наказания в законодательной практике. Становление института наказания в российском уголовном праве, как известно, происходило с учетом отечественных социально-культурных традиций, а также зарубежного законодательного опыта.

Заключение и вывод


Итак, мы выполнили все задачи, поставленные в настоящей курсовой работе.
Из всего вышеизложенного необходимо сформулировать соответствующие выводы.
Подводя итог, можно сказать, что история развития уголовного законодательства продолжительная и интересная. Начиная как устрашение и запугивание, как жестокая политика, и вот уже в современное время политика, направленная на защиту личности, охрану ее прав и свобод и недопущения обвинения в отношении невиновных лиц.
Тем не менее, нынешнее уголовное законодательство нуждается в совершенствовании.
Вопрос о полном соответствии социально-экономическим и политическим отношениям в стране, а также соответствие Конституции, международным стандартам недостаточно разработан. Отдельные аспекты все же требуют дальнейшего исследования и разработки.
Наиболее удобным и общепринятым считается нормативно-правовой акт как источник права. В сфере уголовно-правового регулирования нормативно-правовым актом является Уголовный кодекс. Во-первых, в УК традиционно выделяют Общую и Особенную части. Во-вторых, закреплены основные принципы уголовного права, в-третьих, дана характеристика отдельных видов преступлений, и устанавливаются санкции за их совершение.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ