История радиостанции «Эхо Москвы» и ее место в системе современных отечественных СМИ | Пример курсовой работы

История радиостанции «Эхо Москвы» и ее место в системе современных отечественных СМИ

Цель исследования – дать характеристику радиостанции «Эхо Москва» и рассмотреть её место в системе отечественных СМИ.

Важное значение для выбора приемов установления и поддержания контакта с аудиторией имеет программный тип радиостанции, т.е. формат, который определяет предметную область, стилистику вещания, направленность и тематический характер программ. Например, радиостанции «Авторадио» и «Дорожное радио» ориентированы на слушателей-автомобилистов, а целевая аудитория «Business FM» – бизнесмены и деловые люди. В соответствии с потребностями целевой аудитории создается контент радиопередач.
Руководитель в лице главного редактора должен правильно определять свою аудиторную нишу. Многие радиостанции имеют свой девиз и слоганы, которые подчеркивают тематическую позицию СМИ. Например, слоган радио «Европа Плюс» – «Больше хитов! Больше музыки!», слоган «Дорожного радио» – «Вместе в пути!», слоган «Ретро FM» – «Лучшая музыка 70-х, 80-х, 90-х», слоган Love Radio – «Радио Твоей Мечты».
В организации работы радиостанции важную роль играет служба звукозаписи. В это подразделение входят технические работники, обслуживающие все необходимое оборудование, звукорежиссеры и звукооператоры, монтажеры, музыкальные оформители и музыкальные редакторы.
В последние годы на радиостанциях появилась тенденция найма продюсеров. Продюсер совмещает в себе функции директора, экономиста и организатора, несет ответственность за административную, финансовую, техническую и творческую жизнь радиостанции. Иногда продюсера называют программным директором. По сути, эта должность одна из ключевых, так как именно программный директор несет ответственность за организацию, координацию работы сотрудников СМИ, за соответствие эфира формату вещания. Иногда в обязанности программного директора могут входить обязанности главного редактора.
Программный директор осуществляет программирование радиостанций. Выделяют несколько концепций программирования:

Многочисленные социологические исследования показывают, что радио является как бы частью трудовой деятельности человека, оно составляет ее фон. Кроме этого, люди отмечают, что радио хорошо слушать автомобилистам, парикмахерам, а также тем, кто занят монотонным трудом. Радио способствует тому, что информация, которая поступает по средствам радиовещания может быть легко отфильтрована слушателем и в отличие от телевидения ему легко получить только необходимую. Не смотря на появление Интернета и телевидения радио не имеет конкурентов, так как у него есть своя собственная ниша.
Таким образом, все рассматриваемые нами проблемы можно разделить на две группы – те, которые требуют системного и многолетнего решения, а также такие, которые легко разрешимы. Проблемы радиовещания могут быть разрешимы усилиями разнообразных специалистов, а вот столь актуализированная проблема вытеснения радио другими СМИ вообще, как нам представляется, не существует, так как количество слушателей неуклонно растёт.
В условиях конвергенции управление медиапредприятием – ключевой фактор успешности данного массмедиа, коллективу которого в условиях конкуренции приходится искать определенные пути адаптации к новым процессам, затрагивающим буквально все аспекты жизнедеятельности редакционной структуры. Показатель эффективности системы управления – слаженность в работе различных редакционных структур, что на протяжении многих лет является реальным достижением современного медиапредприятия «Эхо Москвы».
Радиостанция «Эхо Москвы» – это российская круглосуточная информационно-аналитическая радиостанция. Радио «Эхо Москвы» транслирует несколько слоганов: «Свободное радио для свободных людей», «Слушайте радио. Остальное – видимость», «Эхо Москвы. Ваш лоцман в море информации».
Неоспоримым плюсом является то, что у бренда «Эхо Москвы» отмечается высокая степень узнаваемости, фирменный стиль и логотип радиостанции представлен на ее сайте.
Форма собственности – негосударственная. На сегодня 66% всех акций предприятия «Эхо Москвы» принадлежат Газпром-Медиа Холдингу, а оставшиеся 34% распределены между журналистами радиостанции, из них 18% принадлежат главному редактору, Алексею Венедиктову. Большая часть аудитории радио «Эхо Москвы» – это активные граждане, с высшим образованием, стремящиеся к новым знаниям, аналитическому осмыслению событий общественно-политической значимости.
«Эхо Москвы» – универсальная радиостанция по тематической направленности вещания, однако она ориентирована в основном на вещание новостное, особое внимание уделяется новостям политики и культуры, обзорам прессы, беседам с гостями, которые являются экспертами по различным общественно значимым вопросам.
В течение тридцати лет радиостанция оставалась верна основным принципам своей редакционной политики: приоритет новостей, оперативные сведения, разделения фактических данных и комментария, глубокая и аргументированная аналитика, учитывающая различные точки зрения, взаимодействие с аудиторией посредством интерактивных звонков в эфир, голосования, обсуждения на сайте и в эфире, общения с главным редактором в программе «Без посредников».
Основные жанры радиопередач: интервью, беседа, обзор, обозрение, комментарий. В утреннем блоке транслируются информационные выпуски, в дневном – информационные и познавательные передачи, к концу этого блока и при переходе к вечернему блоку в эфире просветительские и аналитические программы, а в ночном эфире звучат музыкальные программы и повторы передач.
На радиостанции представлен почти весь спектр тематических передач, от детских до спортивных, от автомобильных до юмористических. Особое место на радиостанции отведено просветительским программам, прежде всего историческим.
В 1997 г. радио «Эхо Москвы» первым среди московских радиостанций запустило свой собственный сайт. А уже в 1998 г. появился первый канал вещания в RealAudio. Сайт постоянно совершенствовался, его версии менялись и дорабатывались. Сайт радиостанции является отдельным СМИ, входя в структуру данного медиа, он очень информативен и насыщен различными материалами. С главной страницы любой пользователь может прослушать прямой эфир или передачу в записи, узнать актуальные новости, познакомиться с блогами известных людей – политиков, экономистов, деятелей культуры и искусства, почитать расшифровки разнообразных интервью. Для чтения доступны блоги не только известных, но и обычных людей, которые имеют нестандартную точку зрения на ту или иную проблему.
Сильной стороной радиостанции является ее многолетний опыт, в 2015 г. «Эхо» отметило свой двадцатипятилетний юбилей. В течение довольно долгого времени радиостанция сохраняет свой неизменный статус авторитетного источника информации. По данным различных исследовательских институтов «Эхо» названо самой цитируемой радиостанцией в России.
Многие радиостанции заметно проигрывают в борьбе за слушателя телевидению ввиду отсутствия картинки. Однако «Эхо Москвы» обернула эту слабую сторону в сильную благодаря сетивизору компании RTVI. С помощью этой технологии производится трансляция передачи из радиостудий, и любой пользователь интернета может наблюдать ведущих и гостей эфира в реальном времени. Кроме того, в 2017 г. появился канал «Эхо Москвы» на YouTube, где в течение дня выходит около десяти прямых эфиров и передач в записи. Канал пользуется большой популярностью у целевой аудитории.
Цель исследования – дать характеристику радиостанции «Эхо Москва» и рассмотреть её место в системе отечественных СМИ.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!