исторический путь развития психодиагностики | Пример курсовой работы

исторический путь развития психодиагностики

цель исследования – рассмотреть исторический путь развития психодиагностики.

Развитие экспериментальной психологии усложнялось тем, что она впервые стала более тщательно изучать сложные психические процессы, например, такие, как речевые ассоциации. Они стали предметом исследования Ф. Гальтона (1822-1911). Английский антрополог Ф.Гальтон в 1879 г. опубликовал результаты своих ассоциативных экспериментов. Суть их заключалось в том, что, составив список из 75 слов, ученый, открывая их по одному, включал секундомер. После возникновения реакции испытуемого – словесной ассоциации на слово-раздражитель секундомер останавливался. Подобным образом впервые хронометрию использовали с целью исследования умственной деятельности.
Среди первых, кто провел первый собственно психологический экспериментальный метод, был Г. Эббитауз (1850-1909). Исследователь занимался изучением законов памяти. Для этого он использовал наборы бессмысленных слогов (искусственных сенсомоторных элементов речи, не имеющих конкретного значения). По мнению Г. Эббитауз, полученные данные были не зависимы от сознания испытуемого, интроспекции (наблюдения индивида за тем, что происходит в его психике) и, следовательно, в большей степени удовлетворяли требованию объективности. Благодаря данному методу был открыт путь для экспериментального изучения навыков.
Еще одним исследователем, деятельность которого имела большое значение для психодиагностики, являлся американский психолог Дж. Кеттелл (1860-1944). Он занимался исследованием объема внимания и навыков чтения. При помощи тахистоскопа (прибор, позволяющий предъявлять испытуемому зрительные стимулы на краткие отрезки времени) Дж. Кеттелл определял время, которое было необходимо для того, чтобы воспринять и назвать различные объекты – формы, буквы, слова. В качестве объема внимания в проводимых экспериментах выступала величина не менее пяти объектов. Дж. Кеттелл проводил исследования с чтением букв и слов, которые были расположены на вращающемся барабане. При этом ученым было зафиксировано явление антиципации, которое характеризуется «забеганием» восприятия вперед.
Само понятие психологическая диагностика было разработано в 1921 г. Его ввел Г. Роршах, который назвал так обследование с помощью созданного им теста. Однако после этого психодиагностика начинает пониматься как все, что связано с измерением индивидуально-психологических различий.
В течение всей первой половины XX в. происходит создание и совершенствование основных психодиагностических методов. В 40-50-е гг. в мировой психодиагностике были сформированы основные диагностические подходы (объективный, субъективный, проективный). Те тесты, которые создавались на протяжении ближайших лет, несмотря на неуклонное возрастание их количества, не содержали в себе принципиально новых идей и решений.
После небольшого затишья наблюдается обращение исследователей к анализу ситуаций, в которых осуществляется поведение. В результате проводятся исследования, в которых обосновывалось положение о том, что вариативность поведения объясняется не индивидуально-психологическими различиями, на которые прежде всего нацелена психодиагностика, а ситуационными. Это обусловило необходимость разработки новых инструментов исследования, более надежных и валидных, по сравнению с имеющимися.
Таким образом, на рубеже XX в. в психологии получил развитие объективный экспериментальный метод. Именно он определил специфику и направленность психологической науки в целом. Внедрение в психологию эксперимента, появление обусловленных этим критериев научности ее представлений создали предпосылки для зарождения знаний об индивидуальных различиях между людьми, то есть была создана основа развития современной психодиагностики.
Особенности развития психодиагностики в России
Психодиагностика, как целостная научная отрасль, имеет длительную историю развития. Ее истоки заложены еще в древних цивилизациях, обусловленные необходимостью измерения различий между людьми.
Становление психодиагностики как научного направления происходит на рубеже XX века, когда в психологии утвердился объективный экспериментальный метод, который начал определять характер психологической науки в целом. Экспериментальная психология возникает в 1878 г., когда В. Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии.
С внедрением в психологию эксперимента и появлением благодаря этому новых критериев научности ее представлений создались предпосылки для зарождения знаний об индивидуальных различиях между людьми, то есть была создана основа развития современной психодиагностики.
Развитие психодиагностики в России сопровождалось определенными особенностями по сравнению с зарубежной наукой. Они были обусловлены не только самой структурой общественных отношений, специфичных для нашей страны, но и отношением к психодиагностике как научному направлению.
Проведенный анализ современной ситуации в психодиагностике выявил множество кризисных моментов. Однако несмотря на их наличие наука продолжает развиваться, открывая для человека новые грани измерения индивидуальных психологических различий.
цель исследования – рассмотреть исторический путь развития психодиагностики.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.