источники формирования трудовых ресурсов

Цели и задачи

Цель работы: Рассмотреть особенности и источники трудовых ресурсов на современном этапе.

Введение и актуальность


Показатель статистики занятости и безработицы отмечает снижение количества граждан, состоящих на учете в Российских службах занятости на 3%. Точнее оценить ситуацию сложно, поскольку учет скрытой безработицы не ведется. Многие люди не состоят на учете в центре занятости из-за бюрократии. При сборе данных учитывается:
- количество обращений на биржу труда;
- информация от предприятий о планируемых сокращениях;
- результаты социологических опросов в регионах.
Каждый регион страны имеет свой центр занятости. Статистика о численности трудоустроенных и безработных гражданах приводится Рострудом.
Федеральная служба по труду и занятости осуществляет контроль над соблюдением законодательства, оказывает помощь населению при трудоустройстве, регулирует трудовые споры.
Большую роль в стабилизации экономики играют инвестиции. На одной из пресс-конференций В. Путин заявил о двойном увеличении прямых иностранных инвестиций по сравнению с предыдущим годом.
Статистика занятости населения показывает, что уровень безработицы в январе 2019 года составил 5,2%. Однако статистика службы занятости отмечает неравномерное распределение баланса трудовых ресурсов между городским и сельским населением по видам деятельности.
Для сельской местности характерны небольшие зарплаты, низкий уровень жизни. По данным Росстата показатель безработицы здесь составляет 8,1%. Чтобы его снизить государство разработало программу по развитию сельского хозяйства. Фермерам предоставляется материальная помощь для освоения пустующих земель.
Статистика экономически активного населения отмечает основные сложности при трудоустройстве молодых граждан:
- отсутствие опыта и/или стажа;
- высокие запросы.
Большое значение имеет реализация комплекса работ в профессиональной реабилитации и содействии занятости инвалидов, создание профессионально-информационного реестра для женщин, учитывающего конкурентоспособные профессии; содействие занятости молодежи, в том числе временной занятости несовершеннолетних граждан и выпускников учебных заведений.
Особо следует подчеркнуть необходимость формирования эффективной структуры занятости населения, снижения уровня непродуктивной занятости, включая меры по развитию новых видов занятости и последовательной ликвидации «неэффективных» рабочих мест; предложения о льготном налогообложении прибыли предприятий, создающих новые рабочие места; определение порядка предоставления отсрочки налоговых льгот.
Государство должно поддерживать как новые, так и старые отрасли, так как в них накоплен самый большой потенциал скрытой безработицы, который нужно в короткие сроки трансформировать в эффективную занятость.
Если финансовые вложения пойдут в эти отрасли, то в процессе их освоения на региональном уровне может осуществляться взаимоувязка интересов развития производства с интересами обеспечения занятости, так как они не всегда совпадают.
На наш взгляд, создавая условия в тех отраслях, в которых стоит острая необходимость в дополнительной рабочей силе, государство таким способом не только решает проблему занятости и безработицы населения страны, но также увеличивает поток производимой продукции, создаваемой данной отраслью, что помогает также реализовать перспективные направления развития экономики.

Заключение и вывод

Трудовые ресурсы - один из самых важных факторов, как в экономике всего государства, так и отдельных его частей. За счет интенсивной и экстенсивной составляющих, определяется состояние трудовых ресурсов.
За прошедшие годы проведена большая работа, однако всех их решить не удалось.
Некоторые проблемы являются пережитками старой хозяйственной системы, а некоторые родились уже в процессе перехода.
На наш взгляд, из всех проблем, можно выделить несколько наиболее важных.
Первая проблемы - это перекос в распределении трудовых ресурсов по территории государства. Этот перекос виден как в региональном разрезе, так и в разрезе «город-село».
Второй проблемой является смещение привлекательности профессий в пользу управления, юриспруденции, экономики и других гуманитарных сфер.
Третей проблемой, является низкий уровень квалификации трудовых ресурсов. Это в первую очередь связанно со снижением уровня профессионального образования получаемого в нашей стране. Падение качества образования признается не только иностранными агентствами, но уже и внутри самой России. Эта проблема только нарастает в последние годы и мешает нормальному развитию экономики, её совершенствованию.
Четвертая проблема - сокращение доли трудоспособного населения в общей численности.
Это вызовет дефицит трудовых ресурсов. Такая ситуация сохранится до 2030 года.
Эти проблемы, являются наиболее острыми для современного рынка труда в России.
Их решение способно стабилизировать рынок труда, способствовать равномерному развитию регионов, дать толчок развитию высокотехнологичных отраслей.
При решении этих проблем важно действовать комплексно, как и в выборе субъекта, так и объекта проводимых мероприятий.
Сейчас предлагается множество вариантов формирования политики области трудовых ресурсов.
На основании изложенного сделаем выводы и предложим некоторые рекомендации.
В развитых странах от произвола работодателей наемных работников защищают профсоюзы и конвенции МОТ. Отсутствие в России независимых отраслевых профсоюзов является главным препятствием в решении проблемы занижения цены труда.
Для ее решения профсоюзы должны добиваться: 1) соблюдения закона об индексации зарплаты; 2) принятия социально обоснованного норматива МРОТ не ниже, а выше прожиточного минимума; 3) утверждения профессионально-отраслевых тарифных сеток начисления зарплаты в каждом секторе госбюджетной занятости.
Очень низкая цена труда по интеллектуальным профессиям противоречит основным законам функционирования рынка труда:
- по закону равновесной цены труда превышение спроса над предложением повышает цену труда.
В России этого не происходит, при дефиците труда по «нормативным» профессиям (учителя, врачи, инженеры и др.) сохраняется тенденция занижения цены их труда;
- занижение цены труда носит искусственный характер, потому что противоречит закону стоимости рабочей силы. Более квалифицированным работникам предлагают зарплату меньшую, чем менее квалифицированным.
В отличие от предыдущих лет, в последние годы в России спрос на рынке труда превышает предложение.
С учётом вышесказанного, к основным проблемам рынка труда РФ можно отнести: невысокую экономическую эффективность занятости; отставание рынка образовательных услуг от запросов экономики; рост предложения труда в виде совместительства, в целях подработки; превышение предложения рабочей силы над спросом; растущее расхождение между структурой спроса на рабочую силу и структурой её предложения; нелегальную трудовую миграцию; низкую конкурентоспособность рабочей силы на мировом рынке труда.
Государственная политика регулирования рынка труда, опираясь на мировой опыт формирования общественных институтов и институциональных структур, одновременно должна учитывать специфику российских условий, определяющих её выбор и приоритетные направления.
Непременной исходной позицией государства при регулировании процессов на рынке труда всегда является задача обеспечения продуктивной занятости, как правило, обусловливающей экономический рост, вследствие которого расширяется спрос, в том числе, и на рабочую силу.
Этому должна быть подчинена деятельность государства по линии прогнозирования перспектив развития и обеспечения задач экономического роста; повышения занятости населения; подготовки целевых программ по созданию и расширению рабочих мест; выработки нормативно-правовых основ обеспечения занятости; социальной поддержки безработных; профессиональной подготовки и переподготовки кадров; увязки потребностей рынка труда с рынком учебных услуг в части количества и качества специалистов по их профессиональной структуре; создания институциональных структур, обеспечивающих решение текущих задач в сфере занятости и материальной поддержки безработных; выработки согласованных механизмов по регулированию занятости на действующих производствах и предотвращения массовой безработицы на основе коллективно-договорных и согласительных механизмов.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ