исследовать принцип единства и разделения власти, его реализацию | Пример курсовой работы

исследовать принцип единства и разделения власти, его реализацию

Целью работы исследовать принцип единства и разделения власти, его реализацию.

Важным моментом в этом определении является то, что власть рассматривается как фактор, обеспечивающий результативную связь потенциальности и действительности. Здесь целесообразно отметить, что для зарубежной науки, как и для отечественной, понимание власти в таком контексте – явление довольно распространенное. С одной стороны, власть довольно часто определяется через понятие «способность» и «возможность», которые отражают потенциальную сферу социальной реальности. А с другой стороны, этот феномен рассматривается как непременный атрибут достижения субъектом своих целей, как фактор воплощения их в реальность.

1. 2. Возникновение и развитие концепции разделения государственной власти

Закрепленные сегодня на конституционном уровне идеи народовластия и разделения власти зародились еще в Древней Греции в V веке до нашей эры на основе афинской демократии. Теория разделения власти окончательно сформировалась в XVII веке, в период мировых буржуазных преобразований как реакция на абсолютизацию верховной власти. Ввел ее идейное обоснование Джон Локк – просветитель и современник буржуазной революции 1688 года в Англии.
Как идеолог социального компромисса в вопросах власти, он утверждал, что, поскольку каждое политическое общество не может существовать, не обладая правом охранять собственность и с этой целью наказывать преступления всех членов этого общества, то политическое общество будет там и только там, где каждый из его членов отказался от этой естественной власти и уступил ее, передав в руки общества во всех случаях, что не мешает ему обращаться за защитой к закону, введенному этим обществом. Таким образом, всякий частный суд каждого члена исключается, и общество становится третейским судьей, введя определенные правила; а также назначая людей, которые обладают данной им от общества властью для осуществления этих правил, решают все противоречия, которые могут возникнуть между членами этого общества в отношении любого правового вопроса. И это переносит людей из естественного состояния в государстве, потому что на Земле появляется судья, имеющий всю власть решать все споры и взимать любой ущерб, который может быть причинен любому члену государства.
Своими взглядами Локк дал толчок для дальнейшего развития идеи разделения властей, которая была блестяще развита французским юристом и мыслителем Ш. Л. Монтескье, который в работе «О духе законов» отмечал, что для гражданина политическая свобода есть то душевное спокойствие, которое коренится в уверенности каждого в своей безопасности; чтобы обладать этой свободой, необходимо такое правление, при котором гражданин мог бы не бояться другого гражданина.
Обосновывая необходимость разделения властей на законодательную и исполнительную, Лител предупреждал, что не будет достигнута свобода в том случае, если судебная власть не отделится от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если она соединена с исполнительной властью, то судья получит возможность стать угнетателем.
На сегодня теория разделения властей лежит в основе государственного механизма большинства стран: идеей баланса власти, системой сдержек и противовесов. Этот принцип означает, что в своей сфере каждая ветвь власти самостоятельна, но каждая из них находится под контролем; поскольку одна уравновешивает другую, появляется необходимость взаимодействия различных ветвей власти. Как отмечают современные французские юристы, еще Монтескье говорил не только о разделении властей, но и об их взаимодействии, требуя, чтобы они действовали «в концерте» (рис. 1.).
1524047053500Рисунок 1. Принцип разделение власти
Это вытекает из необходимости соблюдения общего направления государственной политики, не исключает различий в способах осуществления государственной власти теми или иными органами государства, не предотвращает возможные конфликты властей, но такие противоречия приемлемы по частным вопросам, они не должны касаться общего направления государственной политики. Разногласия не должны вызывать раздор и применение насильственных методов борьбы .
Разделение властей – это и результат, и характеристика степени развития права, условий для организации и функционирования государства, законности. Без разделения властей и соответствующей эффективной системы сдержек и противовесов не может быть правового государства и правовых законов.
В правовом государстве принцип разделения властей диалектически связан с принципом народного суверенитета, так как суверенитет власти народа – это основа суверенитета государственной власти.
Огромный интерес представляют труды теоретиков государственности дореволюционной России. Полезными и актуальными являются фундаментальные разработки М. Ворошилова (XIX в.). Государство представляет собой единство всей жизни народа; разделение этого единства приводит к уничтожению самого государства. Поэтому государственная власть как выражение этого единства должна быть одна: наличие нескольких властей, одинаково самостоятельных и равных друг другу, приводит к постоянным противоречиям, борьбе между ними, и как следствие — к уничтожению государства.
Приведенные положения получили дальнейшее развитие в теории государственной власти в начале XX века. Г. Шершеневич отрицает равенство властей, трактуя эту проблему с точки зрения функций власти: «Трех равных по силе властей быть не может, законодательство, исполнение (управление) и суд — это не три власти, это только три формы проявления единой, неделимой государственной власти, или как выражаются — трех функций власти».
Итак, по традиции, восходящей еще со времен Дж. Локка и Ш.-Л. Монтескье, выделяют три ветви государственной власти, легализованные конституциями, — законодательную, исполнительную и судебную, но иногда организационно-правовая сторона рассматриваемой концепции претерпевает изменений. Современные ученые (в основном конституционалисты) отталкиваются не от теоретического обоснования функционального назначения власти, а от норм, которые содержатся в текстах конституций. В связи с этим можно предположить возможность уточнения классического варианта теории разделения государственной власти. Так, иногда можно встретить предложения о выделении только двух ветвей — законодательной и исполнительной, лишая судебную власть характеристики самостоятельной ветви власти. Эту точку зрения аргументируют следующим: суды действуют на основании законов, принимаемых законодательной властью, поэтому судебные органы могут считаться органами исполнительной власти.
Осуществление власти — это сложная и ответственная деятельность. Поэтому с момента формирования человеческого общества такая деятельность делится на определенные обособленные направления. Таким образом возникает разделение труда при реализации властных полномочий.
Концептуально теория разделения властей в своем так называемом классическом виде была сформулирована Дж. Локком и Ш. Монтескье. Основным мотивом разработки теории разделения властей у них была идея достижения политического компромисса между буржуазией и либеральным дворянством за счет разделения между ними государственно-властных функций. Значение трудов Дж. Локка и Ш. Монтескье выходит далеко за рамками их времени. Каждому из них удалось сформулировать конструкции. которые используются человечеством на протяжении истории ее существования. В отличие от предшественников, Ш. Монтескье впервые в истории государственно-правовой мысли связал разделение государственной власти на три ветви власти по конституции государства. Тем самым он обосновал идею правления в государстве не людей, а законов. Теория разделения властей воспринята во многих новейших конституциях. При этом конкретные формы ее реализации весьма разнообразны.
Впервые система разделения властей была изложена в Конституции США, которая основывается на следующих основополагающих принципах: ветви власти имеют различные источники формирования; все органы государственной власти имеют различные сроки полномочий; механизм нейтрализации узурпаторских посягательств одной из ветвей власти, если они возникают. С точки зрения закрепления системы разделения властей, Конституция США является классической.
Большинство конституций мира восприняли такую систему с закреплением сдержек и противовесов, учитывая свои внутренние исторические, политические, экономические и другие особенности.
Важным является вопрос системы сдержек и противовесов. К ним относят: установление определенной срочности полномочий должностных лиц и органов; несовместимость депутатского мандата с занятием должности в аппарате управления; право вето на законопроекты; право роспуска парламента; контроль за законодательной властью, осуществляемый народом в ходе выборов; независимость судебного корпуса. Кроме того, к системе сдержек и противовесов можно отнести наличие у парламента контрольных функций и прочее.
Именно система сдержек и противовесов в сочетании с классической или формальной теорией разделения властей способствует созданию такой государственной функциональной системы, которая может эффективно действовать. Через это Ш. Л. Монтескье считал необходимым установить такие взаимоотношения между названными ним ветвями власти, чтобы они, самостоятельно решая государственные задачи, каждая своими правовыми средствами, могли в то же время уравновешивать друг друга, предотвращая возможность узурпации полномочий верховной власти каким-либо учреждением.
Таким образом, по нашему мнению, единство и разделение власти реализуется благодаря трем главным внутренним аспектам, которые обеспечивают его эффективность, а именно функциональному, институциональному и субъектному. Значение каждого из них зависит от закрепленной модели разделения властей («жесткой» или «гибкой»), а также в зависимости от формы государственного правления. При этом все три компонента всегда проявляются в реализации данного принципа в большей или меньшей степени.
Целью работы исследовать принцип единства и разделения власти, его реализацию.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!