исследовать буддийское учение и его значенияе для индийской и мировой культуры | Пример курсовой работы

исследовать буддийское учение и его значенияе для индийской и мировой культуры

Цель данной работы – исследовать буддийское учение и его значенияе для индийской и мировой культуры.

Во время одной из битв Царь Ашока, бывший царем-воином и правивший Индией с 274 по 232 год до Р. Х., испытал отвращение к кровопролитию и решил отказаться от участия в войнах. Он обратился к буддизму и направил на распространение этого учения все свои силы и средства. В течение двухсот первых лет буддизм был распространен исключительно в Индии. Его миссионеры посещали многие районы Индии, впоследствии также и Сирию, Кирену, Египет, Грецию, Мьянму, Шри-Ланку и Таиланд.
Примерно в то же время в буддизме наметился раскол, основанием для которого стал вопрос о доступности просветления мирянину. Образовалось течение махаяна, приверженцы которого считали, что буддизм доступен всем, они называли себя «большая колесница» (махаяна), тех же, кто считал, что просветление только для избранных, например, монахов, назвали «малая колесница» (хинаяна). Прверженцы второй точки зрения не приняли такое уничижительное название и стали называть свое течение «тхеравада» («учение старейшин»).
Тxеравада распространилась в юго-восточные регионы Азии, а махаяна – в северо-восточной Азии.
Индийский ученый Бодхидхарма в VI веке н. э. принес в Китай чань-буддизм как технику медитации над «громадной пустотой» внутри человека. Эта форма медитации явилась предшественницей дзен-буддизма в Японии.
Японский ученый Д. Т. Судзуки способствовал распространению дзенбуддизма в Америке в начале ХХ века. Тогда произошла волна иммиграции беженцев из Китая, Японии, Вьетнама, Мьянмы, Тибета, Тайлнда.
Еще одно направление японского буддизма — «Чистая земля», или дзедо-буддизм. Термин «чистая земля» означает переходную область, в которой нирваны достичь легче, чем в земной жизни. Войти в эту область можно благодаря вере в Будду Амиду (Амитабху) и посредством многократного повторения нембуцу («Наму Амида Буцу»).
Помимо тхеравады и махаяны в буддизме есть еще и третье направление — ваджраяна или тантра. В основе этого течения лежит одна из форм индуизма, так называемая тантре, где основной акцент делается на оккультных методах развития силы духа. Дословно «ваджраяна» означает «бриллиантовая колесница», эта метафора используется для того, чтобы подчеркнуть способность этого метода быстро привести человека к просветлению.
Тибет, где живет много последователей ваджраяны, дал миру Далай-ламу – живой символ буддизма. Далай-лама — это реальное лицо, духовный и политический вождь Тибета, живущий в изгнании. Тибетские буддисты считают далай-ламу четырнадцатой реинкарнацией Авалокитешвары, бодхисатвы сострадания.
Помимо трех вышеперечисленных ветвей буддизма, существует его народные разновидности. Зачастую приверженцы народного варианта знают об официальном буддизме очень мало. В народном буддизме присутствует вера в духов, которые управляют жизнью людей. Считается, что, если человек хочет добиться в чем-либо успеха, он должен ублажать духов и просить у них совета и помощи посредством различных гаданий и ворожбы.
Поэтому человек, называющий себя последователем может быть на самом деле приверженцем народной формы этой религии, анимистической по своей сути.
Таким образом, зародившись в Индии, буддизм распространился во многие страны Азии. Так в Китае возник чань-буддизм, в Японии – дзен-буддизм, а также появились тантрические практики (Таиланд).
2 глава. Основные принципы и концепции буддийского учения
В работе были рассмотрены основные вехи буддизма: возникновение религии, ее распространение, основополагающие концепции буддийского учения, направления буддизма и его влияние на культуру Индии и мировую.
Основатель буддийского учения Сиддхартха первую часть жизни провел в роскошных условиях, в знатной семье правителя небольшого царства на Индийском полуосторве (сегодня г. Лумбини), где он смог получить достойное образование. Столкнувшись со страданиями мира, он не смог остаться равнодушным, и жить как прежде. Увидев спасение от человеческих страданий в монашестве и медитации, Сиддхартха решает пойти по этому пути. Таким образом, жизненный путь Учителя всех буддистов делится на три периода: время наслаждений; время сомнений; время просветления. После просветления Будда до конца своей жизни проповедовал свое учение из сострадания к людям. Таким образом, зародившись в Индии, буддизм распространился во многие страны Азии. Так в Китае возник чань-буддизм, в Японии – дзен-буддизм, а также появились тантрические практики (Таиланд).
В основе буддизма лежат открытые Будде во время просветления Четыре благородные истины. Первая истина – жизнь – это страдание. Вторая истина говорит о том, что источник страдания – жажда, желание, порождающее неудовлетворенность. Третья благородная истина говорит о том, что нужно перестать желать избавления от страданий, Четвертая истина указывает путь освобождения. При этом Будда указывает путь к спасению, который лежит посередине между двух крайностей: наслаждений и крайнего аскетизма. Этот путь содержит восемь предписаний и называется «срединный», или «восьмеричный».
Буддизм говорит о том, что человек вовлечен в бесконечное колесо перерождений, состоящее из 12 факторов (нидан). Все этапы существования причинно обусловлены. В этом смысле буддизм соответствует индуизму –древнейшей религии Индии. Но в отличие от индуизма, буддизм предлагает выход из колеса Сансары – нирвану.
Цель буддизма – освобождение от сансары, цикличности смерти при помощи избавления от желаний и привязанности к своему иллюзорному «я». Это избавление происходит посредством ухода в нирвану. Человек, который входит в состояние нирваны, не прекращает существование, потому что не существует личности, которую можно было бы уничтожить.
В процессе своего существования буддизм разделился на два основных течения: хинаяну (тхевада) и махаяну. В основе этого разделения было желание сторонников махаяны сделать буддизм доступнее для мирян, они утверждали, что спасение возможно обрести не только в монашестве. Позднее выделилось еще направление ваджраяна, активно использующее тантрические практики, но многие буддологи не считают ваджраяну самостоятельным течением, но лишь ветвью махаяны.
Влияние буддизма на культуру Индии, соседних стран, а впоследствии и на западный мир, сложно переоценить. В основе идеологии целого ряда политических и культурных азиатских течений находятся традиционные, сакраментальные доктрины буддийских мыслителей древней Индии. Неоспоримо проглядывается влияние буддизма на восточную скульптуру, архитектуру, живопись, музыку, театр и танец. По мере распространения буддизма, возрастало количество буддийских храмов и монастырей, величественных пещерных и скальных комплексов. Сегодня буддизм стал неким откровением для современного мира. Удивительно, но эта древнейшая религия и духовное течение, кажется, расцветают сегодня по-новому. Подобно тому, как Будда, отказался от роскошной жизни и обратился к живому источнику мудрости. Так и цивилизованный мир со всеми его достижениями поворачивается к этой древнейшей религии.
Цель данной работы – исследовать буддийское учение и его значенияе для индийской и мировой культуры.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!