исследовании смешанной избирательной системы выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации | Пример курсовой работы

исследовании смешанной избирательной системы выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Цель данной курсовой работы заключается в исследовании смешанной избирательной системы выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Среди базовых принципов участия гражданина Российской Федерации в выборах можно назвать такие, как свободное и добровольное участие, что предполагает запрет оказывать любое воздействие в целях принудить избирателя либо к участию, либо неучастию в выборах, а также препятствовать свободному волеизъявлению гражданина.
Основными принципами выборов депутатов Государственной Думы (они применимы и для избрания и других выборных органов и должностных лиц) являются: проведение выборов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Стоит отметить, что сама Конституция Российской Федерации не определяет тип избирательной системы, которая используется при выборах депутатов, что позволяло и позволяет ее изменять без соответствующих изменений положений главы 5 Основного закона.
За время развития российской государственности законодателем неоднократно изменялись типы избирательных систем (иногда их называют как способы выборов депутатов Государственной Думы): от смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системы до перехода к пропорциональной системе выборов (с 2005 по 2013 годы). Однако в 2014 году Президент РФ предложил вернуться к прежней схеме избрания депутатов Государственной Думы по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системе, которая предполагает, что половина депутатов (225 мандатов) избираются по партийным спискам, вторая половина (225 мандатов) – по одномандатным округам.
Представляется, что такая избирательная система действительно является наиболее оптимальной, поскольку она нивелирует недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем и позволяет сформировать более демократичную платформу для формирования Государственной Думы.
Тем самым в соответствии с новым законом о выборах – Федеральным законом от 22 февраля 2014 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Закон о выборах депутатов) – выборы депутатов нижней палаты парламента проводятся на основе смешанной избирательной системы, предусматривающей, что 225 депутатов избирается по одномандатным избирательным округам, и 225 депутатов – по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов.
С учетом данных изменений и принятия нового закона в дальнейшем и будут раскрываться ключевые вопросы процедуры выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Проведенное исследование смешанной избирательной системы выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации позволяет сделать ряд выводов, имеющих как теоретическое, так и практическое значение.
Стоит отметить, что сама Конституция Российской Федерации не определяет тип избирательной системы, которая используется при выборах депутатов, что позволяло и позволяет ее изменять без соответствующих изменений положений главы 5 Основного закона.
За время развития российской государственности законодателем неоднократно изменялись типы избирательных систем (иногда их называют как способы выборов депутатов Государственной Думы): от смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системы до перехода к пропорциональной системе выборов (с 2005 по 2013 годы). Однако в 2014 году Президент РФ предложил вернуться к прежней схеме избрания депутатов Государственной Думы по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системе, которая предполагает, что половина депутатов (225 мандатов) избираются по партийным спискам, вторая половина (225 мандатов) – по одномандатным округам.
Реформа избирательного законодательства, политической системы, проводимая активно в последние годы, определенная либерализация законодательства о политических партиях актуализируют и необходимость переосмысления роли и значения избирательных комиссий, их участия в избирательных кампаниях. Повышается роль избирательных комиссий не только как органа, занимающегося организацией избирательного процесса, но и как органа, активно выполняющего правозащитную, просветительскую функцию, увеличивается количество обращений, которые направляются в избирательные комиссии разных уровней. Представляется, что назрела необходимость пересмотреть основные принципы формирования избирательных комиссий, рассмотреть вопрос о возможном нормативном увеличении количества юристов в них.
В последние годы существенно активизировалась функция правового просвещения граждан, осуществляемая избирательными комиссиями. Центризбирком России, избирательные комиссии субъектов РФ активно готовят и издают необходимую литературу, организуют и проводят соответствующие учебные курсы, семинары, тренинги. Однако зачастую данная важная деятельность носит бессистемный характер, издаваемая полезная литература находится в закрытом для массового читателя доступе. Представляется целесообразной разработка и принятие специальной программы правового просвещения граждан по вопросам реализации избирательных прав.
Идеальных избирательных систем не существует. Пропорциональная избирательная система с преференциальным вотумом тоже не идеальна, но она не содержит многих недостатков, указанных выше. Представляется, что такими ее возможностями пренебрегать нельзя. При применении данной системы (иногда ее называют системой с открытыми списками, но это неточно) не существует единого округа, когда округом является вся территория страны или, например, территория субъекта Федерации при выборах его представительного органа. Территория страны (другой территориальной единицы) делится на определенное число многомандатных округов. При выборах в парламент (одну из палат) число таких округов будет зависеть от числа депутатов представительного органа и количества выдвигаемых кандидатов. Чтобы кандидаты были узнаваемы избирателями, видимо, от многомандатного избирательного округа целесообразно избирать не более 20 – 25 депутатов. Тогда, например, в России при избрании 450 депутатов Государственной Думы будет 19 – 23 избирательных округа, в каждом из которых будет проживать более 500 тыс. избирателей.
В России имеется много зарегистрированных партий, но лишь небольшое их число сможет выдвинуть кандидатов во всех предлагаемых многомандатных округах. Поэтому участия мелких партий в общегосударственных выборах при такой избирательной системе не нужно бояться – оно не снизит роли крупных, традиционных партий, но будет служить цели частичного представительства некоторых слоев населения. То есть их голос будет услышан, но он не будет решающим.
Введение пропорциональной системы с преференциальным вотумом может принести огромные плюсы всей нашей довольно инертной и формализованной политической системе:
преференциальная система соединяет политическую ориентацию и личные оценки избирателя. Человек в избирательном процессе действительно становится ценностью, от его оценки зависит избрание не только партии, но и конкретного лица;
индивидуализация кандидата избирателем повысит доверие к представительным органам власти, установит связи, по крайней мере психологические, между конкретными депутатами и избирателями. При данной системе избиратель голосует не за малоизвестных ему нескольких сотен кандидатов, значащихся в списке, который он к тому же при голосовании не видит, а за конкретных лиц. Такой подход повысит активность и заинтересованность избирателей, будет способствовать устранению их безразличного отношения к выборам;
при преференциальном голосовании партии в целях достижения успеха будут вынуждены выдвигать кандидатами в местных многомандатных округах не только далеких от избирателя олигархов или других известных обществу деятелей из столицы (это, конечно, неизбежно и даже порой необходимо), но и лично известных избирателю активных местных деятелей, лиц, заслуживающих доверия. Это повысит качество депутатского корпуса;
применение преференциальной системы оживит работу партий, других общественных объединений на местах, повысит доверие избирателей к власти, будет служить каналом для подготовки управленческой элиты не только из городов федерального значения, но и из других регионов. Политическая система России получит новые стимулы для развития.
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании смешанной избирательной системы выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!