исследовании антимонопольной политики и практики ее применения в России | Пример курсовой работы

исследовании антимонопольной политики и практики ее применения в России

Цель работы заключается в исследовании антимонопольной политики и практики ее применения в России.

Различают заԟрытую, естественную и отԟрытую монополию. Заԟрытая защищена от ԟонԟуренции юридичесԟими ограничениями, патентной защитой, институтом авторсԟих прав. Естественная монополия свойственна для отраслей, в ԟоторых долгосрочные средние издержԟи достигают минимума тольԟо тогда, ԟогда одна ԟомпания обслуживает весь рыноԟ полностью. С естественными монополиями, в основе ԟоторых лежит эԟономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении униԟальными природными ресурсами. [14, c. 88]
Отԟрытая монополия – при ԟоторой одна ԟомпания, по ԟрайней мере на определенное время, является единственным поставщиԟом продуԟта, однаԟо не имеет специальной защиты от ԟонԟуренции. В подобном положении часто оԟазываются ԟомпании, впервые выходящие на рыноԟ с новой продуԟцией.
К монополиям относится и такая форма, как монопсония. Это ситуация, когда на рынке имеется исключительно один покупатель. Монопсонисты часто добиваются от поставщиков выгодных условий в виде бонусов при оптовых закупках либо продленных сроков кредита.
Монопсонистами могут выступать большие компании в небольших городах, которые практически являются единственными покупателями рабочей силы. Монопсоническая ситуация имеет место и при государственных закупках военной техники у частных фирм.
И, в конце концов, существует и такая форма как двусторонняя монополия. Она характеризуется одним продавцом и одним покупателем. Это такой вид строения рынка, при котором сторону предложения представляет монополист, а сторону спроса – монопсонист.
Монополия представляет собой рыночную структуру, противоположную совершенной конкуренции. В целом монополии несут негативные последствия для экономического развития страны, связанные с нарушением конкурентного механизма, который служит стимулом и катализатором экономических процессов. Особое внимание государство должно обращать на искусственно созданные монополии, функционирование которых недопустимо. Что касается естественных монополий, то они должны находиться под неусыпным взором властей.
В настоящее время антимонопольное регулирование выступает существенной частью экономической политики любого государства. Антимонопольное регулирование можно определить, как деятельность государства по защите прав потребителей, недопущению монополизации отдельными хозяйствующими субъектами тех или иных видов производства. Фактически антимонопольное регулирование означает совокупность мер экономического, административного и законодательного характера со стороны государства для стимулирования рыночной конкуренции и недопущения чрезмерной монополизации рынка.
Достаточно высокая степень монополизации российского рынка является преимущественно следствием существования командной экономики в советское время. В последнее время антимонопольное законодательство РФ совершенствуется, в том числе используя опыт зарубежных стран в этой сфере.
Антимонопольное законодательство ориентировано на создание конкурентной среды и борьбу с монополизацией рынка. Антимонопольное законодательство РФ основывается на статьях Конституции, Гражданском кодексе. Также фундаментальным нормативным актом является Закон РФ «О конкуренции». Принципы антимонопольного законодательства в первую очередь находят отражение в восьмой статье Конституции РФ, благодаря которой на законодательном уровне регламентируется главный экономический принцип – это свобода рыночных отношений, т.е. конкуренции. Также статья 34 гласит, что Конституцией запрещается деятельность, которая направлена на монополизацию ведения бизнеса.
В свою очередь, 74 статья Конституции устанавливает, что территория Российской Федерации является единым экономическим пространством. Этот детерминант и установка являются необходимыми условиями для поддержки добросовестной конкуренции. Законодательство Российской Федерации устанавливает уровни внедрения антимонопольных законов. Согласно правилам, устанавливается два уровня законодательства: федеральный уровень, а также на уровне субъекта Российской Федерации. Субъекты РФ имеют возможность проводить формирование и регулирование ценовой экономики в определенных сферах ведения бизнеса.
К сожалению, законодательство РФ, задача которого предотвращение монополизации бизнеса в России, далека от совершенства. Безусловно, шаги для совершенствования законодательства совершаются, благодаря которым, позволяют продвигать товар на мировые рынки и способствуют предотвращению возникновения трестов. Но антимонопольные законы имеют много подводных камней, которые влекут за собой большие последствия не только конкретно одному предприятию, но и всей экономике государства в целом.
Цель работы заключается в исследовании антимонопольной политики и практики ее применения в России.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!