Исследование звукослоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи | Пример курсовой работы

Исследование звукослоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи


В процессе автоматизации недавно поставленного звука целесообразно параллельно проводить работу над формированием звуко-слоговой структуры слова ребенка. Например, при автоматизации звука логопед может предложить дошкольникам такие слоговые ряды, как: односложные (ша), двусложные (ша-ша), трехсложные (ша-ша-ша). За счет этого обеспечивается автоматизация новых произносительных навыков слоговых контуров разного размера. Если же в состав слоговых рядов включены также и отрабатываемые и сохраненные звуки, то посредством их повторения формируется умение ребенка переключаться с одного слога на другой слог. Помимо этого, такие задания способствуют предупреждению ошибок уподобления слогов, что характерно для детей с ОНР III уровня.
Перед тем, как вводить отрабатываемый звук в слово, логопед обязательно должен учитывать строгую последовательность слоговых трудностей. Не рекомендуется автоматизация поставленных звуков в словах, слоговая структура которых еще не отработана или же не доступна ребенку на данном этапе коррекционной работы.
В состав работы над звуковой наполненностью и слоговой структурой слова следует также включать развитие сенсорных возможностей ребенка. Одной из важнейших задач логопеда здесь является привлечение внимания дошкольника к различию слов по их звуко-слоговому составу. Например, ребенку может быть предложено прислушаться к своему произношению слова и сравнить его с произношением логопеда. Посредством такого задания ребенок должен отчетливо услышать и осознать допускаемые им ошибки. Также здесь важно, чтобы логопед обратил внимание ребенка на искажение смысла слова, которое происходит из-за опускания им ряда слогов или их перестановки. Здесь могут быть использованы слова, различные по своему произношению только одним слогом или местом слога в слове. К примеру, речь идет о таких словах, как – носок-сок, таблетка-тапка, картина-тина, разряд-ряд.
В процессе обучения детей делению слов на слоги первоначально логопед должен задействовать в коррекционной работе игры на подражание и только на следующем этапе уже могут быть задания по самостоятельному делению слов на слоги. Далее детям могут быть предложены задания, предполагающие подсчет числа слогов в слове, придумывание слов на заданное число слогов, а также добавление недостающего слога в слове. Что касается последнего типа заданий, то его наиболее целесообразно в работе с детьми использовать с опорой на соответствующий визуальный (картинный) материал.
Резюмируя вышесказанное, можно сказать о том, что процесс коррекционной работы звуко-слоговой структуры слова с детьми дошкольного возраста с ОНР III уровня должен выстраиваться в два основных этапа:
Таким образом, в результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:
Как в норме, так и в патологии, развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг вот так овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением и тому подобными умениями. Вплоть до определенного момента детская речь изобилует неточностями, которые являются показателем оригинального, не имитивированного использования такого строительного материала языка, как морфологические элементы. Постепенно происходит разграничение смешиваемых элементов слов по типам склонения, спряжения и тому подобным грамматическим категориям и единичные, редко встречающиеся формы, начинают использоваться постоянно.
Общее недоразвитие речи представляет собой неравномерный и замедленный процесс овладения средствами родного языка. Дети с общим недоразвитием речи III уровня отличаются бедностью словарного запаса, неправильным употреблением многих слов, значительным преобладанием пассивного запаса слов над активным. При этом, также, подчеркивается, что номинативный и предикативный словари превалируют над группами слов, которые обозначают качества, признаки, состояния предметов и действий.
Для предупреждения тяжелых форм общего недоразвития речи в дошкольном возрасте большое значение имеет ранняя диагностика нарушений речевого развития у детей и своевременно оказанная им медико-педагогическая помощь. Состав группы риска представлен прежде всего детьми первых двух лет жизни, которые имеют определенную предрасположенность к появлению нарушений речевого развития, в результате чего они нуждаются в специальном логопедическом, а зачастую и в медицинском воздействии. За счет своевременного выявления таких детей и проведения соответствующих коррекционных мероприятий может быть в значительной степени ускорен процесс их речевого и умственного развития.
В рамках настоящей работы нами было проведено экспериментальное исследование особенностей звуко-слоговой структуры слова дошкольников было проведено по методике Г.В. Бабиной и Н.Ю. Сафонкиной. С помощью данной методики нами было проведено обследование состояния процессов восприятия и проговаривания детьми слов различной слоговой структуры и предпосылок их формирования у дошкольников старшей подготовительной группы. Всего в исследовании приняло участие 20 детей, среди которых – 10 детей общим недоразвитием речи III уровня (экспериментальная группа) и 10 детей, не испытывающих проблем в речевом развитии (контрольная группа).
По результатам проведенного исследования по выявлению особенностей слогового оформления слов разной степени сложности детьми дошкольного возраста с ОНР III уровня, можно сказать о том, что у них диагностируется достаточно слабо развитый уровень правильного воспроизведения слоговой структуры слова, количество и характер искажений отличается широтой и многообразием, допускаются ошибки в пропусках гласных и согласных звуков, характерны искажения слоговой структуры слов, упрощение слогов и их уподобление. Многими детьми с ОНР III уровня были допущены ошибки, связанные с неверным проставлением ударений в отдельных слогах. Некоторые дети увеличивали число тех или иных слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных. Скорость воспроизведения и многократного повторения слов без образца также была довольно низкой, дети из экспериментальной группы делали многочисленные паузы и остановки. В целом, правильность произнесения слов и словосочетаний детьми с ОНР III уровня более слабая и низкая, в отличие от детей с нормальным речевым развитием.
Дети с ОНР III уровня допускали значительно большее количество грубых ошибок, связанных с неправильным называнием слов, не верным преобразованием квазислов в нормативные слова. При этом, общее количество времени, затрачиваемое каждым ребенком из экспериментальной группы, значительно превышало то количество времени, которое было необходимо детям с нормальным речевым развитием для выполнения тех же заданий.
На основании полученных в результате диагностики данных нами были распределены все дети с ОНР III уровня по разным категориям и группам. Всего было выявлено 3 основных типа нарушений.
Искажение структуры слогов в слове – сокращение стечений согласных, а также вставки согласны в слог: 7 детей.
Уподобление слогов: 5 детей.
Нарушение количества слогов, их сокращение, опускание слогообразующей гласной, увеличение числа слогов за счет добавления гласных в стечения согласных: 6 детей.
В данном случае все три типа искажения звукослоговой структуры слова являются дифференциально-диагностическим признаком общего недоразвития речи. Для того, чтобы наиболее точно определить механизм возникновения выявленных нарушений обязательно следует проводить дополнительную диагностику для выявления наличия речевых патологий различного генеза. Однако, уже на данном этапе исследования мы можем сказать о том, что механизм выявленных нарушений может быть связан с особенностями состояния акустического (слухового) восприятия у детей с ОНР III уровня, а также с нарушением функционального базиса временно-пространственной речевой деятельности. Такое разделение детей в соответствии с типами выявленных нарушений необходимо прежде всего для дальнейшей разработки коррекционной программы и упражнений, направленных на преодоление нарушений слоговой структуры слова.
Таким образом, гипотеза о том, что дети с ОНР III уровня испытывают трудности, связанные с искажением слов и словосочетаний, воспроизведением ритмического рисунка нашла свое подтверждение.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!