исследование теоретических основ прямых налогов и выявление роли прямых налогов в бюджетной системе Российской Федерации | Пример курсовой работы

исследование теоретических основ прямых налогов и выявление роли прямых налогов в бюджетной системе Российской Федерации

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ прямых налогов и выявление роли прямых налогов в бюджетной системе Российской Федерации.

В процессе становления налоговой системы России стало совершенно очевидно, что в формировании налоговой политики, оптимизации системы налогообложения значительная роль принадлежит государственному аппарату. При этом необходимо признать, что теоретический анализ институциональных изменений в переходной налоговой теории, отвечающей процессам трансформации, не имеет практического приложения.

1.3 Зарубежный опыт формирования доходной базы бюджетов всех уровней за счет прямых налогов

Каждое государство, исходя из экономических реалий и своего понимания эффективности социальной политики, определяют долю прямых и косвенных налогов в национальной налоговой системе, в бюджетной системе.
В большинстве развитых стран сложилась вполне сопоставимая структура налоговых поступлений, которая остается достаточно устойчивой на протяжении десятилетий. В одних странах, к примеру, во Франции, Италии, Ирландии, Греции и Испании, предпочтение отдается косвенным налогам. В других государствах, например, в Голландии, Дании, Люксембурге и Австрии, преобладают прямые налоги. Примерное равное соотношение прямых и косвенных налогов можно встретить в Финляндии и Германии. В США акцент в системе налогообложения делается на взимание налогов с граждан. Аналогичная ситуация наблюдается и в Канаде, Австралии. Противоположная ситуация сложилась в Японии, где бремя налогов сосредоточено на корпорациях. В Дании и Швеции преобладает обложение доходов граждан.
Наибольшее значение в формировании доходов бюджетной системы США в настоящее время имеют прямые налоги: налоги на личные доходы (индивидуальный подоходный налог), целевые отчисления в фонды социального обеспечения, налоги на прибыль корпораций.
Персональный (личный) подоходный налог был введен в США в середине XIX века. В 1990-е годы выплаты личного подоходного налога составляли примерно 8% ВВП страны. Применяется широкий перечень налоговых вычетов и четырехразрядная шкала ставок – 10, 15, 25 и 33%. Принцип прогрессивности при установлении ставки этого налога приводит к перераспределению и относительному уравниванию социального блага.
Налог на доходы корпораций занимают третье место в доходах федерального бюджета США (10%). Он претерпел изменения в ходе реформ 80-90-х гг. Правительство использует данный налог для влияния на соотношения и пропорции в экономике с целью обеспечения стабильных темпов ее развития. Ставки налога ступенчатые, в зависимости от суммы дохода корпораций.
Налоги на доходы корпораций взимаются также и в бюджеты штатов. Ставка обычно стабильна, хотя встречается и градуированная шкала штатного налога. Наиболее высок этот налог в штатах Айова — 12%, Коннектикут, округе Колумбия (центр Вашингтон) — 10,25%. Наиболее низкие налоги в штатах Миссисипи — от 3 до 5%, Юта — 5%.
В первую очередь, доходы государственного бюджета Германии обеспечивает подоходный налог – более трети общей суммы налоговых поступлений. Минимальная ставка подоходного налога составляет 15%, максимальная – 45%.
Налогом на доходы, уплачиваемым юридическими лицами, является корпорационный налог. Он взимается с годового дохода юридического лица. Если прибыль корпорации не распределяется, то ставка равна 25%. В общей сумме налоговых поступлений федерального бюджета корпорационный налог составляет около 4,5%.
В Великобритании из налогов общегосударственного значения наибольшее распространение получили прямые налоги – подоходный налог, налог на капитал и налог на наследство, составляющие более 50% всех налоговых поступлений государственного бюджета.
Долгое время подоходный налог платили физические и юридические лица, в том числе корпорации. С введением налога на прибыль корпораций сфера действия подоходного налога сузилась до личных доходов граждан, включая занимающихся предпринимательской деятельностью. Ставка налога на прибыль корпораций равна 33%.
Налог на капитал (или прирост капитала) взимается при реализации некоторых видов капитальных активов, которая приносит прибыль (частные автомобили, жилье, облигации и прочие). Плательщиками налога являются частные предприниматели, трастовые фонды и др.
К числу федеральных прямых налогов относится налог на прирост капитальных активов. Объектом обложения является доход, полученный от различных операций с имуществом – продажи или обмена земельных участков, строений, ценных бумаг и пр.
В целом подоходные налоги, поступающие в местные бюджеты, составляют около 35% от налоговых поступлений юридических и физических лиц в консолидированный бюджет. Аналогично имущественные налоги составляют около 40%. Таким образом, проведенный анализ зарубежного опыта построения эффективной налоговой системы показал, что основой рациональной налоговой системы, обеспечивающей потребности государства и интересы налогоплательщиков является экономически обоснованное сочетание прямого и косвенного налогообложения. В большинстве стран сложилась вполне сопоставимая структура налоговых поступлений, которая остается достаточно устойчивой на протяжении десятилетий. В одних странах, к примеру, во Франции, Италии, Ирландии, Греции и Испании, предпочтение отдается косвенным налогам. В других государствах, например, в Голландии, Дании, Люксембурге и Австрии, преобладают прямые налоги. Примерное равное соотношение прямых и косвенных налогов можно встретить в Финляндии и Германии. В США акцент в системе налогообложения делается на взимание налогов с граждан. Аналогичная ситуация наблюдается и в Канаде, Австралии. Противоположная ситуация сложилась в Японии, где бремя налогов сосредоточено на корпорациях. В Дании и Швеции преобладает обложение доходов граждан
Исходя из зарубежной практики, можно констатировать, что однозначного копирования опыта какой-то отдельной страны быть не может, так как на создание любой системы, в том числе и налоговой, влияет огромное количество факторов. Поэтому можно говорить только об адаптации опыта зарубежных стран в условиях российской действительности.
Рассмотрев теоретические основы налога на прибыль и налога на доходы физических лиц, их сущность и значение в формировании доходной базы бюджетов всех уровней зарубежных государств, целесообразно раскрыть и проанализировать состав поступления налоговых доходов от этих налогов в бюджеты федерального и регионального уровней.
В настоящее время налоговой базой имущественных налогов в России являются разные виды стоимости, которые несопоставимы между собой. По налогу на имущество организаций – остаточная стоимость, по налогу на имущество физических лиц – инвентаризационная стоимость, по земельному налогу – кадастровая стоимость. Налоговая база налога на недвижимость должна определяется на основе объективной рыночной оценки объекта. Предполагается, что налогом на недвижимость будет облагаться единый имущественный комплекс, включающий в себя земельные участки с находящимися на них зданиями, строениями, сооружениями, жилыми и нежилыми помещениями, а также доли в таких объектах недвижимости, находящихся в долевой собственности. То есть и ставка налога на недвижимость одна как для наземных строений, так и для земли.
Налоговая политика России предполагает максимальный отказ от прямых налоговых льгот, заменяя их максимальной настройкой налогового механизма с учетом современных требований и потребностей инновационных организаций.
Из сказанного, очевидно, что налоговое законодательство РФ в значительной степени использует мировой опыт поддержки инновационной деятельности. В то же время нельзя игнорировать тот факт, что для эффективного применения стимулирующих инновации налоговых преференций необходима развитая система идентификации как налогоплательщиков, претендующих на них, так и определенных видов расходов с точки зрения целесообразности их списания для снижения налоговой базы по налогу на прибыль. В противном случае указанные льготы приведут к тому, что налогоплательщики будут ими пользоваться для получения необоснованной налоговой выгоды, тем самым дискредитируя саму идею.
Несмотря на использование в России всего спектра фискальных инструментов в сфере регулирования недропользования их эффективность по сравнению с развитыми странами остается на крайне низком уровне, что обусловлено как трансформационным состоянием системы налогообложения, так и неудовлетворительным состоянием развития основных институтов
Устранить причины и последствия тенизации заработной платы можно только с помощью комплекса мер экономического, юридического и организационного характера. Сравнению с развитыми странами, в России нужны более жесткие формы и методы государственного регулирования
Учитывая опыт Франции, США, Германии, целесообразным является предоставление социальных льгот при взимании налога с доходов физических лиц не отдельным физическим лицам, а семьям как субъекту налогообложения. Это дало бы возможность оставлять доходы в семьях, имеющих на иждивении нескольких лиц.
Целью курсовой работы является исследование теоретических основ прямых налогов и выявление роли прямых налогов в бюджетной системе Российской Федерации.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!