Исследование склонности ко лжи в подростковом возрасте | Пример курсовой работы

Исследование склонности ко лжи в подростковом возрасте

Цель исследования: исследование склонности ко лжи в подростковом возрасте.

В.В. Давыдов отмечает, что важнейшим фактором развития личности подростка является его собственная социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений со взрослыми и товарищами, наконец, на самого себя (проектирование своей личности и своего будущего с попытками реализовать намерения, цели, задачи) [11].
Кардинальные изменения в подростковом возрасте определяются развитием самосознания, благодаря чему нарушается прежнее отношение между ребенком и средой. Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникающее у него представление о себе как уже не ребенке, он начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым. Своеобразие этой особенности, названной И.С. Коном чувством взрослости, заключается в том, что «подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, хотя есть потребность в признании его взрослости окружающими» [24, с. 56].
Чувство взрослости, по мнению И.С. Кона, является специфическим новообразованием подросткового возраста, стержневой особенностью личности подроста, ее структурным центром. Оно выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям и миру, определяет направление и содержание его социальной активности. Важность и особое место подросткового периода определяются тем, что именно в это время происходит переход к качественно новому типу отношений, характерному для общения взрослых людей. Этот переход существует как процесс становления новых способов социального взаимодействия подростка и взрослого [12].
Особую значимость для процесса общения взрослого и подростка представляют отношения, построенные по определенному типу. Это дружеские отношения, построенные на основе содержательного сотрудничества с характерными для них нормами взаимного уважения, доверия, помощи. Подростку очень необходимо понимание и уважение со стороны взрослого [12].
В целом подростки положительно относятся к руководству их деятельностью со стороны взрослых, если это руководство основано на равноправном, уважительном отношении или на разумной опеке. Деспотическое управление со стороны взрослого, базирующееся на произволе и желании взрослого показать свою власть, подростки отвергают. Такие действия со стороны взрослого нередко вызывают у них решительный протест, а если этот протест не имеет положительного результата, то и состояние депрессии [8].
Таким образом, подростковый возраст – это переход от детства к взрослости, сопровождающийся появлением нового психического новообразования – чувства взрослости, рефлексии собственного поведения, устремленности в будущее и недооценки настоящего. Этот процесс сопровождается рядом отрицательных проявлений, например протестующий характер поведения по отношению к взрослым. Но одновременно налицо и рост самостоятельности, более разнообразные и содержательные отношения с детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера деятельности подростка, он стремится к многообразию общения со сверстниками. У него формируются коммуникативные умения, сознательное отношение к себе как к члену общества. Подросток активно усваивает нормы, ценности, способы поведения взрослых. Дружба и отношения со сверстниками имеют для подростка высокую субъективную значимость, что ставит перед ним задачу осознания собственных личностных качеств. А также – требует понимания характерологических особенностей других людей, осознания систем социальных отношений и умения учитывать эти отношения в реальных социальных контактах [24].
Подростковый возраст как особая возрастная стадия развития представлений о мире характеризуется качественным развитием систем значений через усвоение подростком значимых норм, ценностей и ориентиров взрослых в интимно-личностном общении как ведущей деятельности возраста. Исследователи отмечают, что интегральная система значений современного подростка характеризуется сложностью и противоречивостью ее структуры, что обусловлено, прежде всего, стремительной трансформацией жизненных ориентиров и отсутствием универсальных ценностей, зыбкостью нравственных принципов, характеризующих современную социокультурную ситуацию развития подростка [35; 44 и др.]. Тем большую значимость на развитие личности подростка в настоящее время имеют семейное воспитание и семейные отношения.
Подростковый возраст – время задумываться о том, кем и какими быть. К сожалению, в современном мире молодым людям сложно выбрать нравственные и другие ориентиры, которые бы помогали взрослению, учили отличать хорошее от плохого. Если при совершении тех или иных поступков парень или девушка руководствуются не внешними запретами (можно – нельзя), а внутренними убеждениями, то это свидетельствует о взрослении молодых людей, усвоении ими моральных норм.
Формирование картины мира у подростков происходит в процессе бесед, лекций, экскурсий, выполнения лабораторных работ, дискуссий, соревнований, интеллектуальных игр, а так же в процессе просмотра или чтения сказок. Для подростков без исключения мировоззрение выступает своего рода в жизни маяком. Оно даёт ориентиры практически для всего: как жить, действовать, реагировать на те или иные обстоятельства, к чему стремиться, что считать истинным, а что – ложным. Все это позволяет подростку чувствовать себя в обществе более уверенно. В зависимости от того или иного мировоззрения объясняется устройство мира и происходящих в нём событий, оцениваются достижения науки, искусства, поступки людей. Наконец, сложившееся видение мира обеспечивает спокойствие и уверенность человека в том, что всё идёт, как надо. Изменение внешних событий или внутренних убеждений может привести к мировоззренческому кризису.
Первое, что необходимо отметить то, что мораль и нравственные ценности человека играют важную роль в реализации им стратегии поведения. В том числе в отношении ко лжи. Изучение психологических и личностных особенностей школьников, влияющих на их отношение ко лжи, позволяет выявить важные детерминанты и регуляторы формирования нравственно-психологических стереотипов поведения.
Второе – изучение особенностей оценки школьниками поступков других людей как актов поведения, дает возможность глубже проникнуть в сферу нравственных представлений и требований современной молодежи и, тем самым, расширить наши знания о психологических особенностях данного возрастного периода.
Третий момент – это то, что особую значимость имеют исследования по проблеме отношения ко лжи непосредственно у подростков, поскольку именно данная возрастная группа через несколько лет будет определять морально-нравственный и психологический облик граждан нашей страны. А в ближайшем будущем составит основной слой людей, от которых в значительной мере будет зависеть ее развитие.
Целью исследования являлось исследование склонности ко лжи в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: подростки склонные ко лжи более невротизированны, в большей степени склонны к спонтанной агрессии, депрессивны, менее общительны и уравновешенны, менее открыты при этом особенности понимания лжи подростками опосредуются представлением о функциях лжи, обмана.
Представленная гипотеза была подтверждена и исходя из этого было установлено:
Понимание лжи и обмана зависит от психоэмоционального состояния детей подросткового возрастного периода.
Цель исследования: исследование склонности ко лжи в подростковом возрасте.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!