исследование прогрессивного налогообложения в России | Пример курсовой работы

исследование прогрессивного налогообложения в России

Целью данной работы является исследование прогрессивного налогообложения в России.

Альтернативой системе прогрессивного налогообложения является плоская шкала налогов, устанавливающая единую ставку налога для всех налогоплательщиков. Оппоненты прогрессивного налогообложения аргументируют, что она снижает мотивацию зарабатывать больше, поскольку по мере роста доходов, растет и ставка налога на доходы. Плоская шкала, в свою очередь, не соответствует принципу социальной справедливости, дискриминируя лиц с низким уровнем дохода.

1.3. Преимущества и недостатки прогрессивных налогов

Прогрессивное налогообложение – тип системы налогообложения, которая разработана, чтобы поместить самое большое налоговое бремя на тех, кто зарабатывает большую часть денег. Противостоящая форма налогообложения – регрессивное налогообложение, где те, кто зарабатывают (или тратят) наименьшее количество суммы денег платят самые высокие налоги.
Главная причина для установления прогрессивных налогов состоит в том, чтобы достигнуть справедливости в налогообложении, по крайней мере для некоторых. Прогрессивный налог воплощает понятие, согласно которому: те, у кого высокие доходы, должны заплатить больше своего дохода в налоги, потому что они способны заплатить без критических жертв для бюджета своей семьи. Платя налог, любое домашнее хозяйство должно отказаться от эквивалентного количества расходов на товары, услуги или инвестиции. Для домашнего хозяйства, которое имеет высокие доходы, эти возможные затраты могли бы включать второй дом, дорогое транспортное средство или покупку облигаций.
Прогрессивная система налогообложения – также способ обратиться к экономическим неравенствам в обществе. Высокая степень неравенства может быть уменьшена, облагая налогом домашние хозяйства с высоким доходом относительно более высоким уровнем налога, чем домашние хозяйства с низким доходом.
Есть также экономический аргумент за прогрессивную систему налогообложения. Когда уровни дохода повышаются, уровень потребления имеет тенденцию к падению. Домашнее хозяйство с низким доходом было бы склонно быстро тратить все количество денег на необходимые товары и услуги, а это привело бы к увеличению денежных средств в экономике. В сравнении домашнее хозяйство с высоким уровнем дохода могло бы только потратить лишь какую-то часть на товары и услуги, при этом принимая решение не тратить (копить) или инвестировать часть денег. Деньги, которые домашнее хозяйство высокого дохода экономит или инвестирует, не приводят к увеличению уровня спроса на товары и услуги в экономике. Именно поэтому это часто обсуждается, что экономическое потребление может стимулироваться, уменьшая налоговое бремя на граждан с более низкими доходами, поднимая бремя на налогоплательщиков с более высокими доходами.
Среди минусов данной системы специалисты отмечают сложность в сравнении с пропорциональной схемой расчета. Кроме этого, в случае индексации уровня прибыли, в том числе, не попадающей под обложение, необходимо увеличивать ставку и расширять пределы для ступеней. Это требуется во избежание падения сбора.
В России введение плоской шкалы налогообложения обосновывалось необходимостью повышения уровня собираемости налогов, искоренения схем сокрытия реальных зарплат, снижения количества лиц, уклоняющихся от налогов. Однако нововведение себя не оправдало: по данным ФНС, за 10 лет сбор этого налога в ВВП не превысил 4 % (такой показатель намного ниже, чем в других государствах). Поэтому эффект от введения плоской шкалы оказался не слишком эффективным.
Значительный дополнительный вклад в бюджет государства может дать восстановление прогрессивной шкалы НДФЛ. Однако, простое, механическое изменение системы ставок НДФЛ является экономически неверным. Для желаемого эффекта потребуется комплексная коррекция многих составляющих налоговой системы.
Следует отметить, что введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц повлечет неминуемое следствие – повышение налогового бремени. В связи с этим при любых попытках государства повысить налоговое бремя срабатывает своеобразный третий закон Ньютона – «сила действия равна силе противодействия». Можно предполагать, что попытки введения прогрессивной шкалы НДФЛ столкнутся яростной волной противодействия, другими словами, как только предприниматель поймет, что нагрузка становится слишком тяжелой для бизнеса, он начнет находить и, скорее всего, обязательно найдет те или иные способы минимизации.
Поэтому, главной задачей законодательства является принятие таких мер, в области налогового контроля и налоговой оптимизации, которые сделают невыгодным и затратным увод в тень своих доходов налогоплательщиками. Для этого необходимо в несколько раз увеличить штрафы и ответственность за сокрытие доходов. При этом, принятие данных мер должно быть вызвано периодом реабилитации налоговой системы государства, который следует сразу после введения прогрессивной шкалы налогообложения. В последствие, возможно смягчить административные меры и уменьшить размеры штрафов.
Для завершения исследования в области применения прогрессивного налогообложения в РФ, нужно принять во внимание еще одно немаловажное обстоятельство, такое как отрицательная сторона этого явления.
Во-первых, отказываясь от плоской шкалы НДФЛ, Россия будет противоречить одному из принципов государственного управления – постоянство правил игры. Если президент и правительство нарушит обещания об неизменности ставки НДФЛ, то это приведет к усилению роста недоверия со стороны бизнеса и власти, произойдет отток иностранных инвестиций и перемещение отечественного капитала за границу. При этом положение бедной части населения не улучшится, т.к. произойдет уменьшение новых производств и соответственно новых рабочих мест.
Во-вторых, введение прогрессивной шкалы НДФЛ приведет к тому, что территории богатые станут еще богаче. В свою очередь это усилит межрегиональную политическую напряженность.
В-третьих, принятие прогрессивной ставки непременно приведет укрытию от налогов. В пример можно привести реформу 2000-х годов, которая привела к массовому выходу из тени доходов. Как это произойдет? С повышением подоходного налога богатое население интенсивно начнет уклоняться от налогов, объем поступлений в бюджет упадет, и как следствие, основное налоговое бремя ляжет на средний класс.
В-четвертых, прогрессивная шкала подоходного налога может внести сильные искажения в функционирование рыночной экономики. Уменьшится стимул к труду и сократятся инвестиции, что приведет к безработице.
Таким образом, негативных последствий от применения прогрессивной школы налогообложения насчитывается достаточное количество.
В заключении сделаем вывод в форме рекомендаций по реформированию налоговой системы нашего государства.
Первая рекомендация – нужно обязательно учитывать общественное мнение при реформировании налоговой системы, так как совершенствуется она в интересах и на благо граждан страны и никак иначе.
Вторая рекомендация – ситуация в нашем государстве уже настолько усугубилась, что откладывать «на потом» – не стоит, пора начать кардинальные преобразования налоговой системы страны.
Третья рекомендация – все негативные последствия, которыми нас пугают противники введении прогрессивного налогообложения – преодолимы. Необходимо создать дополнительные финансовые институты для контроля над доходами налогоплательщиков или расширить полномочия налоговых органов в этой сфере. В любом случае, если Правительство находит лишние триллионы для увеличения расходов на оборону, возможно, потратить дополнительные денежные средства на совершенствование налогообложения в России.
Четвертая рекомендация – теневая экономика всегда довольно успешно развивалась в нашей стране, так как увод своих доходов в тень, обходился дешевле, чем честно заплатить налоги. Получается для изменения ситуации необходимо принять более жесткие административные меры, в том числе повышении штрафов. Более того, нужно искоренить все лазейки в законах, которые так часто используются «грязными на руку» налогоплательщиками.
Пятая рекомендация – малообеспеченные граждане должны облагаться НДФЛ по ставке 0 %, иначе гражданам России никогда не выбраться из этой нищеты и бедности.
Шестая рекомендация – раз наши олигархи не желают самостоятельно вкладывать в развитие собственной страны, а предпочитают вывозить свой капитал из России, наверное, уже пора облагать их доходы по прогрессивной шкале налогообложения, как это происходит в развитых странах.
Седьмая рекомендация – давайте будем учиться на чужих ошибках и прежде чем совершенствовать свою налоговую систему, проанализируем налоговые системы разных государств.
Восьмая рекомендация – несмотря на то, что налог – это безвозмездный платеж граждан в бюджет государства, при введении прогрессивной шкалы необходимо будет увеличить «заботу» о населении страны.
Целью данной работы является исследование прогрессивного налогообложения в России.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

три + 1 =