Исследование представлений детей 3–4 лет о себе и своей семье.

Гербова и Т.С. Комарова отмечают, что в старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно [12].
Рассмотрим основные особенности познавательных процессов ребенка старшего дошкольного возраста. А.Н. Короткова указывает, что детей старшего дошкольного возраста отличает планомерность анализа, дифференцированность обобщений, способность к абстрагированию и обобщению. Особенности развития мышления в период дошкольного детства проявляются в переходе от наглядного уровня мыслительной деятельности к абстрактно-логическому, от конкретного к проблемному, что отражается в гибкости, самостоятельности и продуктивности мышления [3].
Л.П. Болотина отмечает, что старший дошкольный возраст очень важен для психического развития, так как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере [7].
В исследованиях Н.Н. Поддъякова показано, что в старшем дошкольном возрасте дети овладевают такими отношениями действительности, как «предмет — система предметов». Овладение детьми отношением «предмет — система предметов» значительно расширяет возможности их познавательной деятельности, оказывает существенное влияние на развитие поисково-исследовательской деятельности [9].
Н.В. Попова включает в структуру мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста следующие компоненты:
1)мотивационныйкомпонент,проявляющийсявразныхвидах активности;
2) регуляционный компонент, проявляющийся в умении планировать,
программировать и контролировать психическую деятельность;
3) операционный компонент, то есть наличие сформированных
операций анализа и синтеза [8].
Представления старшего дошкольника приобретают гибкость, подвижность, он овладевает умением оперировать наглядными образами. К.М. Рамонова, описывая развитие познавательных процессов старшего дошкольника, отмечает, что в речь ребенка все активнее включаются прилагательные, наречия, существительные с обобщенным значением (животные, одежда, транспорт и др.). Развитие речи тесно связано с развитием словесно-логических операций. Дети старшего дошкольного возраста приобретают значительный запас производных слов. На основе понимания и активного использования этого словарного запаса формируется способность к обобщению, классификации предметов, обозначаемых существительными: животные делятся на диких и домашних, птицы — на зимующих и перелётных [510]. Постепенный рост состава речи ребенка является следствием расширения жизненного опыта, усложнением его деятельности и общения со взрослыми. По мере развития лексико-грамматического строя речи становятся возможными такие интеллектуальные операции, как сравнение, обобщение, классификация.
Говоря о развитии внимания детей старшего дошкольного возраста, Д.Б. Эльконин, отмечает, что изменения касаются всех его свойств: объем (способность одновременно сосредоточиваться на восприятии 3-4 объектов); распределение (в связи с автоматизацией ребенка); устойчивость (способность удерживать внимание на одном объекте 10-15 минут) [9]. Основное изменение внимания состоит в том, что старшие дошкольники впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, применяя для этого разные способы. Развитие произвольного внимания старшего дошкольника связано с развитием всех сторон речевой деятельности, пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели, появлением произвольного поведения. Благодаря различным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия, пусть не очень отдаленного [3].
Таким образом, к старшему дошкольному возрасту познавательные процессы детей достигают довольно высокого уровня развития и характеризуются произвольностью и целенаправленностью (память, внимание, воображение), логичность (мышление), сложными видами зрительного анализа и синтеза (восприятие).

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ