Исследование познавательного интереса

На сегодняшний день актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации отечественного образования, а также требованиями ФГОС ДО [20]. Особую популярность имеют образовательные системы, в которых педагоги создают условия для всестороннего развития личности самого ребенка.
Известно, что познавательная активность возникают у ребенка довольно рано. Можно утверждать, что проблема формирования познавательных интересов ребенка является значимой в современной педагогике и психологии образования.
Познавательный интерес детей дошкольного возраста — это личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально — эмоциональный отклик ребенка на процесс познания; стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессам обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.
В дошкольном возрасте психологические основы влияют на становления познавательного интереса:
— возрастает потребность активности в поиске необходимой информации, которая выражается в настойчивости к устремлению в познании новой информации;
— процесс познания интеллектуализируется, т.е. происходит переход от чувственного познания мира к теоретическому познанию в вопросной форме и являются продуктом интеллектуальной деятельности;
— происходит расширение диапазона вопросов интересующих ребенка;
— познание переходит от внешних свойств и назначений предметов к сущности явлений, связей, отношений;
— повышается устойчивость ситуативного интереса к поиску нужной информации [18,с. 11].
В дошкольном возрасте познавательные интересы имеют развитую структуру. Н.К. Постникова доказали, что познавательные интересы в старшем дошкольном возрасте имеют одинаковую структуру, что и в школьном, а именно:
— интеллектуальный компонент – несет в себе направленный характер на познание объекта, стремление постичь его сущность;
-эмоциональный компонент– подразумевает собой положительное эмоциональное отношение к объекту;
— волевой компонент – рассматривается как степень сосредоточенности на объекте, умение применять свои усилия для достижения поставленной цели [22, с. 9].
Во многом познавательные интересы у детей зависят от новизны и яркости наглядного материала, особо важную роль в развитии познавательных интересов играет, яркая положительная эмоциональная окрашенность.
Формирование познавательного интереса тесно связано с процессом учения, когда ребенок постепенно переходит с одной ступени знаний на другую, овладевает познавательными и практическими умениями, с более низкого уровня, к более высокому уровню развития.
Направленность детей старшего дошкольного возраста на окружающие их предметы и явления, окружающую действительность- это проявление познавательного интереса.
Направленность характеризуется стойким стремлением к познанию к новым знаниям. В определенной системе обучения, развивается познавательный интерес и является основой положительного отношения к обучению.
В исследовании Г.И. Щукиной прослеживается четкая взаимосвязь познавательных интересов с знаниями: они являются основой познавательных интересов. Знания не могут возникать сами по себе, интересы способствуют глубине и прочности усвоения знаний, т.е. их обогащению и расширению. Формирование познавательных интересов невозможно без обогащения детей знаниями в процессе обучения. Познавательные интересы могут быть устойчивыми и глубокими в случае того, когда они основываются на прочных, осознанных знаниях [30].
Процесс усвоения детьми знаний находится в полной зависимости от развития познавательных интересов – чем сильнее, активнее познавательные интересы, тем глубже, и прочнее знания детей.
Этапы развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста:
— постановка определенной проблемы,
— определенность с источниками получения необходимой информации,
-взаимодействие в процессе общения с взрослыми как способ осуществления познания,
— системность и обобщенность полученного опыта,
-применение полученного опыта в процессе различных видов детской деятельности [21,с. 49].
Эффективность формирования познавательных интересов детей зависит от педагогически правильной организации, использования ее объективных условий и внутренних возможностей личности ребенка. К ним относятся потребности, цели и задачи, позиция на основе которой возникают отношения к предметному миру и к окружающим людям, уровень умственного развития.
Н.Г. Морозова разработала структуру деятельности, влияющую на формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста.
Для этой структуры характерны следующие особенности:
— появляется в процессе непонимания вопросов у самого ребенка;
при этом подача нового материала должна опираться на полученные ранее представления, которые должны выступать в противоречие с новыми фактами и требовать разъяснения;
— дети ставят и принимают задачи для совместного с воспитателями самостоятельного решения.
Педагог способствует тому, чтобы собственные задачи дошкольников, вызывали желание самостоятельно добиваться их решения;
— при организации поиска решения задач, ребенок проходит через преодолимые трудности, именно это приводит детей к положительному результату;
— решение задачи по факту: включение возникающих новых вопросов, благодаря чему познавательный интерес становится долговременным и устойчивым.
В познавательной деятельности роль интересов сводится к следующему:
-интересы способствуют глубине и прочности знаний у детей старшего дошкольного возраста;
-проявляется и повышается качество умственной деятельности, это сказывается в целом на общем развитии детей дошкольного возраста;
-влияет на форсированность личности ребенка:
— проявляется активность ребенка в обучении, что благополучно
припятствует формированию способностей, развивается творческий интерес к различным видам деятельности;
-познавательный интерес – основа учебной деятельности [16,с. 78].
По мнению, Г.И. Щукиной у детей дошкольного возраста познавательный интерес наиболее интенсивен благодаря эмоционально-чувственному освоению мира.
Познавательный интерес формируется с помощью усилий окружающих взрослых [30].
Таким образом, познавательный интерес — избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как потребность, стремление личности заниматься данной областью явления, которая приносит удовольствие. Интерес у дошкольников возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности. Специально организованная практико-познавательная деятельность позволяет дошкольникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ