исследование эволюции становления и развития местного самоуправления в РФ | Пример курсовой работы

исследование эволюции становления и развития местного самоуправления в РФ

Целью данной работы выступает исследование эволюции становления и развития местного самоуправления в РФ.

Екатериной II издано было около 100 указов о местном управлении.. В 1775 году Екатерина II издала «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». Одна из целей реформы заключалась в разукрупнении губерний в целях повышения их управляемости. В новых губерниях проживало 300-400 тысяч человек, в уезде – 20-30 тысяч человек. Процесс замены старых губерний новыми был растянут на 10 лет (1775-1785 гг.). За указанный период образованы были 40 губерний и 2 области на правах губернии, в них выделено было 483 уезда. В 1793 – 1796 годах из вновь присоединенных земель образовано было еще восемь новых губерний. В конечном итоге, к концу правления Екатерины II государство было разделено на 50 наместничеств и губерний и одну область.
Губернией руководил губернатор, который назначался монархом. Губернатору подчинялись не только правительственные учреждения губернии, но и суды. Финансовыми вопросами заведовали казённая палата и вице-губернатор, исполнение законов контролировали губернский прокурор и стряпчие. Вопросами образования, здравоохранения ведал приказ общественного призрения. Реформа 1775 года, дополненная в последующие годы указами, сформировала сложную систему судов в губерниях, в которых широко присутствовали элементы выборности.
В 1785 году издана была «Жалованная грамота дворянству», которая предоставляла целый ряд преимуществ и прав дворянству. Дворянские собрания избирали уездных и губернских предводителей дворянства, были вправе делать представления правительству о своих нуждах и пользах. Но деятельность их подвергалась со стороны губернаторов тщательному контролю.
При Николае I в законе 1838 года регламентацию получили органы крестьянского самоуправления. Во всех больших селениях учреждались сельские общества. Их органами управления являлись сельский сход, сельское начальство (сборщики податей, десятские, сотские, старшины) и сельская расправа (первая инстанция сельского суда). В каждой волости, составленной из сельских обществ, учреждались волостное правление, волостной сход и волостная расправа (вторая инстанция сельского суда). В правление входили волостной голова и два заместителя – по хозяйственным и полицейским делам. В задачу крестьянского общественного управления входило «народоисчисление», противопожарные мероприятия, контроль за делами веры, паспортный контроль, охрана общественного порядка, управление хозяйством сельских общин, выполнение повинностей и сбор податей. Работа крестьянских органов контролировалась чиновниками от казны, существенным бюрократическим аппаратом, содержание которого было возложено на тех же крестьян. Закон 1838 года не оказывал влияния на положение помещичьих крестьян. Помещик как собственник крестьян и земли выполнял судейские и полицейские обязанности в границах своего имения.
2 Местное самоуправление в 19-м веке и до распада СССР
Россия – не первое и не последнее государство в мире, которое ведет поиск методов и форм разумного соединения интересов государства и его территориальных сообществ. Данные поиски начались давно, еще на заре становления российского государства. Формирование российской государственности, захватившее временной отрезок с 6-го века и продолжающееся по сей день, требует постоянной перестройки системы государственного и муниципального управления. Этот процесс сложен, так как проходит в процессе пересмотра ценностных основ российского общества, что затрагивает процессы функционирования и формирования власти, управления в разных его проявлениях, а также иные сферы общественной жизни.
Во времена Древней Руси место имели догосударственные формы развития самоуправления, иными словами речь идет о зарождении общинного местного самоуправления. Самоуправление у древних славян существовало еще при родовом устройстве. Местное самоуправление же зарождается там и тогда, где и когда появляются союзы общин, объединившихся на основе политических и экономических интересов на некоторой территории и образовавших вертикальное соподчинение власти.
В 988-1785 годах местное самоуправление на территории российского государства существовало в форме территориальных и производственных общин. Люди, объединившиеся на основе собственности, трудовой деятельности и несения повинностей в общины, принимали непосредственное участие в управлении общественными делами. Ремесленные цехи, товарищества, купеческие гильдии, иные корпоративные единицы, характеризуются территориальным, производственным, сословным единством, выступают в качестве первичных ячеек, являются наиболее органичной и естественной основой местного самоуправления.
В 1785-1917 годах существовало земское и крестьянское самоуправление, которое развилось в период становления капитализма в России. Самым существенным его недостатком являлось сохранение сословного принципа формирования.
В 1917-1990 годах, в советский период российской истории под органами местного самоуправления понимать необходимо местные государственные органы публичной власти, которые обладали независимостью в решении вопросов местного значения по отношению к центральным органам государственной власти.
С принятием в 1993 году новой Конституции РФ, которая закрепила право населения на осуществление местного самоуправления, в государстве начался реальный процесс его реформирования. В настоящее время с уверенностью можно говорить, что в основных чертах данный институт народовластия в России создан. На федеральном уровне и почти во всех субъектах Федерации есть законодательная база, которая устанавливает правовой статус и режим местного самоуправления. Определены территории местных сообществ, уточнена система муниципальных образований. Структурирование органов местного самоуправления практически завершено.
В той или иной степени местное самоуправление в России существовало на всем протяжении ее истории. При этом является немаловажным обстоятельством то, что, как и на современном этапе, государство шло сознательно на возрождение местного самоуправления в периоды кризиса государственной власти, принуждаемое неизбежной необходимостью проведения реформ.
На всех этапах развития главной задачей структур местного самоуправления является обеспечение комплексного решения вопросов обслуживания населения и достижения тем самым социальной и политической стабильности как на местном уровне, так и в целом в государстве.
Целью данной работы выступает исследование эволюции становления и развития местного самоуправления в РФ.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!