Исследование эмоционального интеллекта у студентов-клинических психологов | Пример курсовой работы

Исследование эмоционального интеллекта у студентов-клинических психологов

Цель работы: изучить особенности эмоционального интеллекта студентов – клинических психологов.

Различение эмоций связано с уровнем развития эмпатии. Согласно К. Роджерсу, эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем «как дома», постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям партнера по общению [6].
Исследователи эмпатии отмечают ее зависимость от вспомогательных способностей, сходных с оценкой и выражением эмоций: умением понять точку зрения другого человека, точно идентифицировать эмоции других, испытывать те или иные соответствующие эмоции в ответ на эмоции других, общаться или действовать на основе этого внутреннего опыта.
4. Использование эмоций для повышения качества мыслительной активности. Понимание единства рационального и эмоционального подтверждается данными клинических экспериментов, согласно которым осуществление эффективного или удовлетворительного процесса принятия решения невозможно, если мысль лишена эмоционального подкрепления. Можно предположить наличие в структуре эмоционального интеллекта эмоций, мотивирующих когнитивную деятельность, которая связана с эмоциональной сферой, точнее, с распознаванием, выражением, пониманием эмоций.

Существуют различные концепции эмоционального интеллекта, представляющие собой континуум между аффектом и интеллектом: от эмоционального интеллекта как совокупности познавательных способностей к модели, исключающей таковые.
Дальнейшее изучение эмоционального интеллекта переводит его из личностных качеств в разряд профессионально важных качеств конкретного специалиста, успешность профессиональной деятельности которого сопряжена с необходимостью управлять своими эмоциями, эмоциональной сферой в целом. Формирование таких качеств неизбежно связывается с этапом начального профессионального становления, то есть с этапом вузовского обучения будущего специалиста.
Под эмоциональным интеллектом студентов понимается профессионально важное качество, обеспечивающее осознание, понимание и регуляцию собственных эмоций и эмоций окружающих, обусловливающее успешность их учебной деятельности, и представляющее собой интегративное образование, степень сформированности которого определяется когнитивным, поведенческим и эмоциональным компонентами.
Специфика конкретной профессиональной деятельности определяет специфику профессиональной подготовки будущих специалистов, что, в свою очередь, определяет специфику формирования у них тех или иных профессионально важных качеств.
Структура эмоционального интеллекта будущих клинических психологов трехкомпонентна, и включает когнитивный, аффективный и конативный компоненты. В когнитивном компоненте представлена самооценка эмоциональных состояний, эмоциональная компетентность, и рефлексия (понимание себя и другого). В аффективном (эмоциональном) компоненте представлена эмпатия, эмоциональная устойчивость и эмоциональная отзывчивость. В конативном (поведенческом) компоненте представлена мотивация достижения, способность управлять своими эмоциями и продуктивное взаимодействие.
Согласование структуры эмоционального интеллекта (трех его составляющих) и профессионально важных качеств будущего психолога, обеспечивающих успешность его деятельности (представленных с трех сторон), позволяет сделать вывод о ведущей роли эмоционального интеллекта в структуре этих качеств. Учебная успешность этих студентов, определяется полнотой и выраженностью характеристик (компонентов) эмоционального интеллекта, адекватных конкретным условиям решения учебных и учебно-профессиональных задач.
Мы провели эмпирического исследование особенностей эмоционального интеллекта у студентов- клинических психологов.
В результате исследования выяснилось, что компоненты эмоционального интеллекта у студентов-клинических психологов являются довольно высокими.
У студентов – клинических психологов женского пола наиболее выраженными компонентами эмоционального интеллекта являются компоненты «Эмпатия», и «Распознавание эмоций других людей».
У студентов – клинических психологов наиболее выраженными компонентами эмоционального интеллекта являются контроль и управление своими эмоциями, самомотивация.
Статистически значимыми оказались различия по шкалам «Эмоциональная осведомленность», «Распознавание эмоций других людей». Таким образом, можно утверждать, что у девушек и юношей студентов клинических-психологов компоненты эмоционального интеллекта, связанные с контролем собственных эмоций и распознаванием эмоций других людей являются различными. Контроль над своими эмоциями наиболее выражен у студентов мужского пола, распознавание эмоций других людей – у студентов женского пола.
Таким образом, цель работы можно считать достигнутой. Гипотеза, выдвинутая вначале, подтвердилась.
Цель работы: изучить особенности эмоционального интеллекта студентов – клинических психологов.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

двенадцать + три =