исследование экономических кризисов в российской экономике | Пример курсовой работы

исследование экономических кризисов в российской экономике

Целью данной работы является исследование экономических кризисов в российской экономике.

Антикризисное управление является таким видом управления, при котором особым развитием характеризуются механизмы, позволяющие предвидеть кризис и провести его мониторинг, анализировать его природу, вероятность, признаки, применять методы снижения негативных последствий кризиса и использовать его результаты для будущего более устойчивого развития.
Проблемы, которые стоят перед антикризисным управлением, можно разделить на четыре группы. В первую группу следует отнести проблемы распознавания ситуаций предкризисного характера. Вторая группа проблем обнаруживает прямую связь с методологическими проблемами жизнедеятельности организации. В эту группу включают проблемы финансово-экономического характера. Проблематика антикризисного управления может быть представлена и в дифференциации технологии управления (речь идет о третьей группе проблем). Здесь в самом общем смысле следует рассматривать проблемы мониторинга кризисов, а также прогнозирование развития социально-экономических систем, проблемы, возникающие при разработке управленческих решений. К четвертой группе проблем относятся конфликтология и селекция персонала, которые всегда важны в кризисных ситуациях.
Антикризисное управление обладает предметом воздействия, который представлен проблемами и предполагаемыми и реальными факторами кризиса, т. е. всеми проявлениями неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающими опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризисной ситуации. В любом управлении должны присутствовать черты антикризисного и должен быть задействован антикризисный механизм управления по мере того, как организация вступает в полосу кризисного развития.
Проанализировав итоги реформ в нынешней России, можно сказать, что усилия государства следует сосредоточить на поиске путей, нацеленных на максимальное применение существующего научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, широкую социальную поддержку реформ. Необходима разработка конкретных методов, чтобы проводить активную институциональную, промышленную и социальную политику.
Центральной теоретической проблемой развития является баланс между государством и рынком. Вопрос в настоящее время не стоит концептуально: должна ли государственная власть вмешиваться в сферу экономики. Мировой опыт свидетельствует о том, что развитие рынка не возможно в вакууме, ему нужна правовая и регулирующая основа.
Государство делает возможным формирование такой основы для развития через защиту и охрану права собственности, создание правовых и других регулирующих систем, содействие эффективной предпринимательской деятельности граждан и сохранение окружающей среды. Государство может воздействовать в виде регулирования частной активности, оказания финансовой поддержки или в форме трансфертов и т. п.
На динамику выхода из кризиса, а затем и экономического роста определяющее значение оказывает не сила государства, а косвенное воздействие и регулирование институциональных форм в рыночной среде, стимулирование конкуренции, завершение структурной перестройки экономики. За кризисом, который представляет собой разрушение всего устаревшего и ведет к пересмотру прежних представлений, важно разглядеть основы нового уровня развития национальной хозяйственной системы.
Реализация этой функции государства осуществляется через развитие демократии, поддержание социально ориентированных реформ, осуществление политики в интересах общества в целом, а не определенных групп и элит. Здесь мы рассматриваем интеграцию государственной власти в структурный механизм общества, где предполагается регулярная смена администраций согласно воле избирателей. Для решения этой задачи необходимо наличие государственного и общественного контроля над властью.
Во-первых, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, предприятия получают федеральную собственность на праве хозяйственного ведения, учреждения – на праве оперативного управления.
Во-вторых, это предприятия, которые имеют государственную долю в уставном капитале. Они также выступают как объекты воздействия со стороны государства через включение в органы управления этих предприятий представителей государства.
В-третьих, у государства есть недвижимое имущество. Оно является золотым фондом государственной собственности, который всегда в цене и должен постоянно эффективно работать.
В-четвертых, деятельность государства тесно связана с земельными отношениями. В этой области действуют многочисленные законодательные акты, которые нередко обладают противоречивым характером и не обеспечивают эффективное развитие сельскохозяйственного производства.
В таком случае государству следует осуществлять антикризисное управление как во всей макроэкономической системе (что касается частных, смешанных и других хозяйственных организаций), так и в собственном внутригосударственном хозяйстве (касается госсектора экономики). И чем более сложная экономическая структура, тем выше требования предъявляются к государству как к политической надстройке и как к антикризисному менеджеру.
Существует множество теорий, объясняющих причины кризисов. Главной из них считается нарушение равновесия между промышленным производством и платёжеспособным спросом, проще говоря, причиной является перепроизводство товара. Однако, совсем недавно человечество столкнулось с кризисом совершенного иного рода – с кризисом перепроизводства мировой валюты.
Мировой финансово-экономический кризис еще долго будет подвергаться анализу в кругах экспертов, потому как истинные причины кризиса до сих пор не изучены полностью. Ясно одно, что глобальный экономический кризис стал результатом провала сложившейся финансовой системы в результате низкого качества регулирования, из-за чего огромные риски оказались вне должного учёта.
В завершении работы отметим, что экономика России носит периферийный характер и обслуживает тенденции развития мировой экономики, задаваемые американскими и европейскими корпорациями. Падение значения нефти для глобального хозяйства приведет к ослаблению политического влияния страны и мощи сырьевых корпораций. Кризис обострил все общественные противоречия и потребовал от России отраслевой переориентации, что обернется серьезными общественно-экономическими потрясениями. Сырьевые монополии могут потерять власть или будут вынуждены частично ее уступить. Страна выйдет из кризиса совершенно другой. Ценность ее нефтяных ресурсов для мировой экономики упадет. Однако в условиях повышательной волны качественные трудовые и интеллектуальные ресурсы России неминуемо будут востребованы.
Основными причинами развертывания кризиса в России стали:
– проведение денежно-кредитной политики, направленной на сдерживание кредитования (кредитная рестрикция);
– интеграция российской экономики в мировую экономику;
– зависимость экономики России от мировых цен на нефть и другое сырье;
– зависимость российских банков от зарубежных заимствований;
– увеличение внешнего долга;
– «перегрев» экономики.
Обозначенные «пробелы» в экономике России требуют существенных изменений в экономической политике государства. Несмотря на успешную реализацию антикризисных мероприятий и относительно высокие темпы роста ВВП (второе место в мире по итогам первого квартала 2010 г.), нужно признать, что Россия так и остается зависимой от мировых цен на нефть. Более того, властями неоднократно признавалось, что за время кризиса зависимость российской экономики от нефтегазовых доходов только усилилась. Это значит, что экономика России остается уязвимой к негативным тенденциям мировой экономики. Поэтому главным приоритетом для властей должно стать разработка новой, тщательно продуманной действенной экономической политики.
Целью данной работы является исследование экономических кризисов в российской экономике.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!