исследование эффективности развития коммуникативных УУД у младших школьников посредством подгрупповой работы | Пример курсовой работы

исследование эффективности развития коммуникативных УУД у младших школьников посредством подгрупповой работы

Целью данной курсовой работы является исследование эффективности развития коммуникативных УУД у младших школьников посредством подгрупповой работы.

Во-первых, коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность обучающихся: если ученик при ответе испытывает дискомфорт, тревогу, то его ответ будет хуже имеющихся знаний, при этом его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный ответ может сказаться на последующей учебной деятельности.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит благополучие в классном коллективе. Если ребёнок легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения неприятности, одиночества в классе, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам.
Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
Итак, младший школьный возраст психологически приспособлен для развития коммуникативных универсальных учебных действий. В целях реализации этого положения современная теория и практика учебного сотрудничества предполагает, что основная часть обучения должна строиться как групповое обучение. Это позволит создать в начальной школе реальные условия для преодоления эгоцентрической позиции, свойственной младшим школьникам.

В теоретической части нами была проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по данной теме, в ходе чего мы раскрыли содержание понятия «коммуникативных УУД», определили основные виды и функции УУД, выявили возрастные особенности развития коммуникативных УУД у младших школьников в процессе обучения, выделили средства формирования коммуникативных УУД на уроках технологии.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения существуют разнообразные средства. В соответствии с проблемой исследования возникает необходимость раскрыть теоретические аспекты формирования коммуникативные УУД на уроках геометрии и выявить эффективность этой формы интерпретации произведения для формирования выбранных УУД.
Эмпирическое исследование было проведено на базе МОУ СОШ №1, г. Москва с целью исследования эффективности применения подгрупповой деятельности в процессе формирования коммуникативной культуры учащихся младшего школьного возраста.
В исследовании принимали участие 2 группы детей 10-11 лет: экспериментальная группы – 26 человек, и контрольная группа – 28 человек.
Для исследования коммуникативной культуры у учеников начальной школы были использованы следующие методики:
1. Комплексная методика выявления уровня сформированности коммуникативных действий учащихся Г.А. Цукермана;
2. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся Р. Овчаровой;
3. Дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э. Туриэлю в модификации Е.А. Кургановой.
Данные, полученные при диагностическом исследовании экспериментальной и контрольной групп младших школьников, показали следующие результаты. Уровень сотрудничества и согласованности совместной деятельности у учеников начальных классов находятся на среднем уровне, а уровень коммуникативных склонностей развит достаточно. Так же можно отметить, что у испытуемых экспериментальной группы моральные нормы более выражены, чем у учеников контрольной группы
С целью формирования коммуникативных УУД был проведен ряд занятий с применением различных технологий обучения в процессе подгрупповой деятельности. Данные занятия разделены по группам, соответствующим каждой из технологий и представлены далее.
На этапе контрольного эксперимента повторно исследовался уровень сформированности коммуникативной культуры. По результатам проведенного исследования был сделан вывод, что у детей экспериментальной группы заметно повысился по сравнению с детьми контрольной группы. Так же было отмечено, что коллектив стал более сплоченный. Детям легче находить общий язык и налаживать коммуникационные связи. Учащиеся активно вступают в диалог и с удовольствием выступают перед публикой. Их коммуникативная активность возраста, а общение со сверстниками и педагогами стало более качественное.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель курсовой работы достигнута, все задачи решены.
Целью данной курсовой работы является исследование эффективности развития коммуникативных УУД у младших школьников посредством подгрупповой работы.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!