Исследование деятельности таможенных органов

Цели и задачи

Целью исследования является изучение объема и структуры таможенных доходов, которые администрируются как Федеральной таможенной службой (ФТС России), так и Белгородской таможней (БТ), выявление факторов их сокращения и роста, и предложение системы показателей оценки доходности внешней торговли товарами, нацеленной на повышение качества проведения таможенного контроля в части обеспечения правильности исчисления ТП и своевременности их уплаты.

Введение и актуальность


В 2019 году концентрация таможенного декларирования в электронных таможнях составит 60%, будет создано еще 6 ЦЭДов: Сибирский, Авиационный, Энергетический, Акцизный, Балтийский, Московский. В 2020 году откроется еще 4 ЦЭДа: Центральный, Дальневосточный, Северо-Западный, Южный. Т.о. в ЦЭДах будет оформляться 95% деклараций от общего объема. На текущий момент этот показатель равен 50%.
Перспективные направления повышения эффективности администрирования таможенных доходов:
Обеспечение качества, единообразия и объективности администрирования таможенных доходов в электронных таможнях и ЦЭД.
Переход на использование динамических стоимостных индикаторов в отношении декларируемых товаров.
Автоматизация процессов определения и контроля таможенной стоимости.
Переход от категорирования участников ВЭД к категорированию товарных партий.
Создание национальной системы прослеживаемости товаров.
Преобразование института уполномоченных экономических операторов.
Изменение подходов к администрированию товаров, перемещаемых в рамках интернет-торговли.
Интеграция информационных ресурсов ФТС России и других федеральных органов исполнительной власти.
Важнейшим направлением является создание национальной системы прослеживаемости товаров. Информационные системы и ФТС, и ФНС готовы к запуску системы. После выхода соответствующих Постановлений Российской Федерации мы готовы запустить эксперимент по согласованной товарной номенклатуре.
Результаты осуществления валютного контроля:
Проведено более 10,6 тыс. проверок соблюдения валютного законодательства.
Возбуждено более 13,8 тыс. дел об административных нарушениях.
Сумма выявленного ущерба составила 200 млрд. рублей.
Предотвращено незаконных валютных операций на сумму 3 млрд. долларов США.
Результаты таможенного контроля после выпуска товаров в 2018 году:
В результате проведенных мероприятий сумма взысканных в 2018 году платежей выросла на 93%, с 4,3 млрд. руб. в 2017 году до 8,3 млрд. рублей. При этом почти вдвое (на 43%) сократилось количество таможенных проверок, с 4 805 проверок в 2017 году до 2017 в прошлом году.
Благодаря увеличению результативности проверок с 87% до 91%, положительный эффект выразился в уменьшении административной нагрузки на бизнес. 
Результаты работы мобильных групп по пресечению схем ввоза запрещенных товаров:
В 2018 году было выявлено 71,9 тыс. тонн запрещенных к ввозу товаров, что на 74% больше, чем в 2017 году (41,3 тыс. тонн), из них 7,2 тыс. тонн санкционной продукции. Таможенными органами было уничтожено 4,7 тыс. тонн санкционной продукции, возбуждено 745 дел об административных правонарушениях, а также 28 уголовных дел.
Международная деятельность ФТС России в 2018 году:
Заключено 20 международных меморандумов и договоров.
Международная договорная база включает 314 международных договоров и меморандумов, заключенных с 69 государствами.
Функционирует 21 Представительство ФТС России в 20 иностранных государствах.
Цели ФТС России на 2019 год:
Выполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года».
Обеспечение полноты и своевременности перечисления в федеральный бюджет таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.
Выполнение Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года в целях содействия внешнеэкономической деятельности, расширения применения электронно-цифровых технологий в таможенном деле.
Реформирование системы таможенных органов.
Обеспечение экономической безопасности РФ в сфере ВЭД.
Совершенствование информационного взаимодействия с государственными органами и организациями, в том числе в рамках международного сотрудничества.
Работа с нормативной базой:
Ведется активная работа по подготовке нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации…» № ФЗ-289. Всего необходимо принять 179 документов, в настоящее время разработано 164, работа над остальными запланирована на II – IV квартал 2019 года.
Следующей особенностью выступает институт администрирования таможенных доходов.
В Республике Беларусь, Республике Казахстан и Кыргызской Республике таможенные доходы закреплены как налоговые доходы, в то время как в Российской Федерации и Республике Армения таможенные доходы определены законодательно как неналоговые доходы.
Вступление в действие Таможенного кодекса ЕАЭС внесет некоторые коррективы в механизм администрирования таможенных доходов.
Основные нововведения направлены на унификацию правовых норм в Союзе, централизацию учета и отчетности по администрируемым в бюджет таможенным доходом, сокращение сроков совершения таможенных операций.
Среди таких направлений следует отметить возможность использования авансовых платежей для уплаты всех видов таможенных доходов, что позволит сократить количество обрабатываемых документов и тем самым упростить механизм администрирования таможенных доходов и ускорить процесс перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС.
Очевидно, что понятие «таможенные доходы» значительно шире понятия «таможенные платежи».

Заключение и вывод

Понятие «таможенные доходы» отражает конечный финансовый результат деятельности ФТС России как администратора доходов федерального бюджета, осуществляющего контроль за полнотой, правильностью исчисления и своевременностью уплаты таможенных платежей и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.
За 9 месяцев 2018 года стоимостной объем экспорта товаров составил 253,6 млрд. долл. США и по сравнении с аналогичным периодом 2017 года его прирост составил 25,7%, импорта товаров – 162,1 млрд. долл. США, а по сравнении с аналогичным периодом 2017 года его прирост сложился на уровне 24,9%. При этом за 9 месяцев 2018 года физический объем экспорта сырой нефти, как одного из основных источников формирования ДФБ, составил 190,5 млн. т (2017 год – 189,8 млн. т), нефтепродуктов – 115,9 млн. т (2017 год – 118,7 млн. т), природного газа – 150,4 млн. т (2017 год – 139,6 млн. т).
Следует отметить, что, если за 9 месяцев 2018 года физические объемы экспорта энергоресурсов существенно не возросли по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, то цена нефти «Юралс» в этот период увеличилась с 38,7 до 50,6 долл. США/баррель, а экспортная цена природного газа в страны дальнего зарубежья – с 164,2 до 186,4 долл. США/тыс. куб. м, однако это происходило на фоне снижения курса доллара США по отношению к рублю с 38,4 до 58,3 рубля за доллар США.
Безусловно, учитывая сложившуюся ситуацию на мировом рынке энергоресурсов, уровень ставок вывозных таможенных пошлин (ВВТП), применяемых к энергоресурсам, а в последующем и их суммы не смогут в полной мере позволить выступать данному виду таможенных платежей (ТП), как прежде, доминирующим источником формирования и таможенных доходов, и ДФБ.
Доказательством данного утверждения является то, что за 9 месяце 2018 года сумма ВВТП на сырую нефть в ДФБ сложилась на уровне 709 826,3 млн. руб. (2017 год – 722 676,1 млн. руб.), природного газа – 397 198,3 млн. руб. (2017 год – 367 787,0 млн. руб.), товаров, вырабатываемых из нефти – 280 698,0 млн. руб. (2017 год – 303 948,8) млн. руб., то есть в целом сумма ВВТП данных видов энергоресурсов сократилась по сравнению с аналогичным периодом 2017 годом на 6 690,3 млн. руб. на фоне роста таможенных доходов от импорта товаров на 103 810,1 млн. руб.
Следовательно, отмечается усиление роли импорта товаров в формировании таможенных доходов, доля которых в их структуре за 9 месяце 2018 года составила 60,12%, то есть она увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 3,27 процентных пункта.
Выявленное выше обстоятельство обусловливает рост доходности внешней торговли товарами на основе повышения качества проведения таможенного контроля в отношении импортных товаров как на этапе таможенного декларирования, так и после их выпуска в части обеспечения как правильности исчисления ТП, так и своевременности их уплаты участниками внешнеторговой деятельности (ВТД) как одного из основных источников формирования таможенных доходов.
Таким образом, предлагаемая нами система показателей оценки доходности внешней торговли товарами включает две группы показателей: показатели результативности формирования таможенных доходов, которые предусматривают оценку источников их формирования как в целом по структуре оборота внешней торговли товарами, так и по структуре системы предоставления тарифных преференций ЕАЭС; показатели качества проведения контроля формирования таможенных доходов, которые предусматривают оценку правомерности и обоснованности применения тарифных преференций и тарифных льгот, как в процессе таможенного декларирования товаров, так и после их выпуска.
Предлагаемая система показателей оценки доходности внешней торговли товарами позволит принимать обоснованные управленческие решения в части проведения таможенного контроля в отношении источников формирования таможенных доходов.
Проведенное исследование позволило выявить ряд особенностей в механизме администрирования таможенных доходов, которые влияют на развитие национальной экономики каждого государства.
Во-первых, таможенные доходы классифицируются по-разному в государствах-членах ЕАЭС, в Российской Федерации (следует отметить, что в России были также периоды развития, когда их природу определяли как налоговую и относили к налоговым доходам) и Республике Армения таможенные доходы определены законодательно как неналоговые доходы в то время, как в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Кыргызской Республике они закреплены как налоговые доходы, и, соответственно, различается их правовое регулирование.
Во-вторых, классификация таможенных доходов в качестве налоговых либо неналоговых доходов обусловливает наличие различных институтов, администрируемых данные доходы.
Таким образом, механизм таможенного администрирования выступает в качестве важного метода регулирования ВЭД в ЕАЭС.
Изменившиеся условия требуют выработки методологических подходов к формированию конкурентоспособной на мировом рынке экономики, что нацеливает на определение условий сбалансированного развития экономик интегрированных в единое экономическое пространство и на совершенствование таможенного администрирования.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ