исследование целей и задач, а также основных методов реструктуризации бизнеса и организационной структуры управления | Пример курсовой работы

исследование целей и задач, а также основных методов реструктуризации бизнеса и организационной структуры управления

Целью работы является исследование целей и задач, а также основных методов реструктуризации бизнеса и организационной структуры управления.

Необходимость реструктуризации возникает, как правило, при наступлении кризиса, а также в условиях, когда текущее положение предприятия можно считать удовлетворительным, но прогнозы его деятельности являются неблагоприятными. В этом случае реструктуризация является инструментом предупреждения негативных изменений, пока они не приобрели необратимый характер. Стимулами к проведению реструктуризации могут стать такие проблемы, как:
— необходимость расширения или изменения сферы деятельности;
— спад объема продаж и рост накладных расходов;
— снижение рентабельности производства; слабый контроль выполнения работ;
— неблагоприятные изменения рыночной конъюнктуры [9, с. 159].
Тем не менее, реструктуризации могут быть подвергнуты и вполне благополучные, быстроразвивающиеся организации. В этом случае реструктуризация свидетельствует о дальновидности руководства, осознающего, что рост компании требует адекватного изменения системы управления. Необходимость в реструктуризации может возникнуть как из-за внутренних, так и из-за внешних причин.
Однако, чаще всего, решение о проведении реструктуризации является реакцией на изменение внешней среды фирмы. В этом случае реструктуризация осуществляется по следующим направлениям:
— предприятие стремится повысить эффективность путем совершенствования производственных процессов, усиления контроля использования ресурсов с целью устранения малопроизводительных структурных звеньев;
— новая ситуация на рынке требует изменения конкурентной стратегии, что вызывает необходимость преобразования структуры предприятия; в данном случае цель состоит в создании стратегически эффективной организационной структуры;
— широкие перспективы открывают новаторские организационные концепции, существенно отличающиеся от традиционных; цель заключается в том, чтобы повысить конкурентоспособность, ориентируясь на новое понимание организации [9, с. 160].
Таким образом, целью реструктуризации конкретного предприятия является адаптация к рыночным условиям хозяйствования и повышение конкурентоспособности. Для этого предприятие реализует ряд промежуточных целей: экономических, финансовых, структурных, управленческих, производственных, технико-технологических, социальных и прочих. Иными словами, целью реструктуризации предприятия является подбор наиболее эффективной модели использования ресурсных, технических, технологических, организационных, коммерческих, экономических, финансовых, кредитных, налоговых и других возможностей при производстве товаров или услуг с учетом спроса рынков и требований потребителей.
Основными целями собственников предприятий в процессе реструктуризации являются: приведение бизнес-системы в соответствие с ожиданиями; повышение стоимости бизнес-системы. Описание иерархии задач реструктуризации предприятия подробно отражено в работе И.И. Мазура, В.Д. Шапиро [4].
Принятую стратегию реструктуризации важно подкреплять необходимыми мерами по трем основным направлениям:
— уменьшение затрат и повышение эффективности производства и производительности труда, снижение энергоемкости производства, усиление контроля качества продукции;
— модернизация или замена оборудования: модернизация является наиболее выгодной и по критерию затрат, и в рамках стратегии развития предприятия;
— внедрение новой технически, технологически и экономически обоснованной технологии [9, с. 161].
В целом, реструктуризация предприятия направлена на решение двух основных задач: во-первых, в самые кратчайшие сроки обеспечить выживание предприятия; во-вторых, повысить его конкурентоспособность на рынке.
В основе успешной реструктуризации предприятия, прежде всего, лежит глубокое осознание руководством необходимости ее проведения. Как правило, приходит оно при появлении финансовых трудностей, негативных тенденций в деятельности предприятия. При этом, как показывает практика, необходимость проведения реструктуризации может определяться следующими признаками:
— отсутствие стратегии;
— нехватка оборотного капитала;
— низкая производительность;
— снижение ликвидности;
— появление зависимости от ограниченного количества покупателей или клиентов, потеря «маневра»;
— принятие всех решений в повседневной жизни предприятия одним менеджером и боязнь делегации своих полномочий другим;
— боязнь риска;
— отсутствие владения рыночной ситуацией отделом маркетинга;
— методология определения себестоимости на предприятии не позволяет определить причину высоких затрат;
— наличие бремени социальных расходов [9, с. 162].
Могут быть также обнаружены другие признаки, позволяющие сделать выводы о необходимости проведения реструктуризации. Процесс реструктуризации представляет собой ряд взаимосвязанных действий во времени и пространстве, включающих разработку проектных решений, воплощающих соответствующую идею реструктуризации, проведение структурных изменений, направленных на обеспечение эффективного использования ресурсов и получение конечных результатов реструктуризации.
Итак, целью реструктуризации предприятия является его адаптация к рыночным условиям и повышение конкурентоспособности путем подбора наиболее эффективной модели использования ресурсных, технических, технологических, организационных, коммерческих, экономических, финансовых, налоговых и других возможностей и с учетом спроса.
Подводя итоги исследования, сформулируем основные выводы.
Английское слово «реструктуризация» (restructuring) означает перестройку структуры чего-либо. В переводе с латинского «структура» (structura) есть расположение, порядок, строение.
Реструктуризация − это управляемый процесс структурных изменений в деятельности предприятия, способный обеспечить устойчиво высокие показатели в условиях непрерывных изменений внешней среды. В частности он является одним из инструментов перевода предприятия на инновационный тип деятельности и сам может включать инновационные инструменты управления.
Реструктуризация включает в себя следующий комплекс мер:
— меры по совершенствованию функций и структуры управления;
— меры по устранению отставания в технико-технических и технологических аспектах деятельности;
— меры по совершенствованию финансовой, экономической и коммерческой политик.
Целью реструктуризации предприятия является его адаптация к рыночным условиям и повышение конкурентоспособности путем подбора наиболее эффективной модели использования ресурсных, технических, технологических, организационных, коммерческих, экономических, финансовых, налоговых и других возможностей и с учетом спроса.
Реструктуризация предприятия направлена на решение двух основных задач: во-первых, в самые кратчайшие сроки обеспечить выживание предприятия; во-вторых, повысить его конкурентоспособность на рынке.
Спектр методов, используемых в процессе реструктуризации предприятий, весьма широк. В него входят и простые мероприятия, и долгосрочные сложные программы целенаправленного развития фирменной культуры. При реализации этапа процесса реструктуризации может использоваться большое количество разнообразных методов, которые обусловлены различиями в характере производимых затрат и глубине структурных преобразований.
Методы можно кратко описать следующим образом:
— реинжиниринг бизнес-процессов − метод кардинальной перестройки бизнес-процессов в целях достижения качественно иного, более высокого уровня показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
— ABC/АВМ методология − совокупность методов стоимостного анализа бизнес-процессов, цепочек создания стоимости, отдельных организационно-структурных единиц, а также методов повышения экономической эффективности процессов управления;
— методы «точно в срок» − совокупность методов повышения качества работ и обслуживания, эффективности производственной деятельности и оптимизации взаимоотношений с поставщиками, подрядчиками и заказчиками;
— методология всеобщего управления качеством − совокупность методов управления предприятием, основным рычагом которых является качество;
— методы управления знаниями − междисциплинарное направление науки и практики, реализующееся в конкретных бизнес-приложениях, направленных на повышение эффективности процессов приобретения и использования знаний; применяется на стыке информационных технологий, управления персоналом, управления бизнес-процессами;
— аутсорсинг − представляет собой передачу стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса компании.
Таким образом, эффективность реструктуризации зависит от большого количества самых различных факторов, в том числе от правильного выбора пути и методов ее осуществления. У любого метода реструктуризации существуют положительные стороны и недостатки, однако выбор метода реструктуризации предприятия должен быть обоснован с точки зрения объективных свойств организационных структур, критериев, пространства определения целей и установок.
Целью работы является исследование целей и задач, а также основных методов реструктуризации бизнеса и организационной структуры управления.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.