использование телесно-ориентированных техник в логопедической работе с детьми дошкольного возраста | Пример курсовой работы

использование телесно-ориентированных техник в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Целью исследования является: изучение использования телесно-ориентированных техник в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

Природа, задумала человека таким образом, что «рождаясь, мы имеем набор одних и тех же рефлекторных движений для того, чтобы жить первое время и развиваться далее. Дальнейшее моторное развитие предполагает тоже хорошо продуманные природой, последовательно появляющиеся движения от самого простого – лежания, а далее, через повороты, ползание, сидение, вставание до самых сложных – ходьбы, бега, прыжков» [21].
Случается так, что по какой-то причине ребенок был ограничен в движении (лежал в распорках, туго пеленали, водили в «ходунках», вместо того чтобы ползать, сажали в манеж. В этих случаях не совершается вся последовательность движений и не происходит формирование на их основе более сложных навыков и действий, связанных с успешностью, способностью учиться, предъявлять себя в социуме.
На опыте работы можно убедится в том, что движение необходимо для успешного учения. Очень важно понять связь между телом, эмоциями и мыслями. Не всегда взрослые отслеживают эту связь и понимают, почему ребенок ведет себя «неадекватно» (по их мнению). А это происходит ввиду реакции ребенка на стресс.
Естественные физические движения «оживляют» и активизируют природные механизмы работы мозга. Если же родители и учителя продолжают заставлять выполнять деятельность, даже из самых хороших побуждений, то через какое-то время ребенок с ужасом будет думать о необходимости идти на занятия, с каждым разом выполнение задания будет получаться все хуже и хуже, а ощущение беспомощности и не успешности будет возрастать. Так формируется «выученная беспомощность».
Хорошо если компетентные родители, обратив внимание на проблемы ребенка обращаются за помощью к психологу, логопеду, остеопату, неврологу, и пройдя квалифицированное диагностическое обследование, смогут получить эффективное лечение, тем самым помочь справиться своему чаду с возникшими трудностями. Однако, в большинстве случаях, родители, боясь, что ребенку будет поставлен «диагноз», отказываются от медицинской помощи. В таких случаях коррекционно-развивающая работа сводится на нет.
В основном, причиной возникающих проблем является состояние стресса, в котором находится ребенок (это или нарушения взаимоотношений с родителями, педагогами или страхи ходит в сад, или тревога перед переездами). Именно в стрессовой ситуации теряется способность выражать свои мысли, человек перестает видеть, слышать или двигаться – этому причина мышечные зажимы, которые блокируют ведущие каналы восприятия информации, ведь только при целостной интеграции мозга возможно оптимальное обучающее состояние.
Когда человек находимся в сбалансированном состоянии, то есть – отдает отчет в том, что ощущает, осознает, чувствует и понимает то, о чем думает – он активен, полон сил, ставит цели, планирует шаги, которые приведут его к ней; он крепко стоит на ногах и свободно предъявляет себя в социуме. Результат – эффективная деятельность, приносящая удовольствие.
Когда же ребенок с каким-либо нарушением или его родители сталкиваются каждый день со стрессами, перегрузками, отчаянной нехваткой времени – равновесие, баланс теряется, тело реагирует зажимами, легко возникает раздражение, а мысли в мгновение приобретают негативную окраску.
Телесно-ориентированные методы облегчают все виды обучения, особенно эффективны для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности. Упражнения помогают снять мышечные зажимы и улучшить мыслительную деятельность, синхронизируют работу обоих полушарий головного мозга, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, облегчают процессы чтения и письма. Поэтому так важно использовать данную технику в работе с детьми.
Ресурсов по восстановлению от стресса может быть много: подвижные игры, прогулка на природе в обществе друзей или семьи и многое другое. Но все это работает, когда уровень напряжения не продолжается недели или месяцы. Если ситуация напряжения достаточно длительная – негативный опыт несостоятельности создает в теле зажимы и блоки на уровне мышц и связок, которые препятствуют нормальному кровообращению, протеканию энергии по всему телу. Как следствие, человек быстро устает, тяжело и не интересно становится делать многие вещи. Поэтому в данной ситуации необходимо применение телесно-ориентированные техники, которые помогают запустить организм.
В каждом ребёнке заложено природой неуёмное желание двигаться, и он наиболее гармонично развивается, если при обучении включена двигательная активность, так как развитие психических функций базируется на уровне развития сенсомоторики. Базисом для развития высших психических функций является двигательная сфера. Развивая двигательную сферу ребёнка, телесность, можно опосредовано влиять на развитие психических свойств и процессов. Связь тела и эмоций не односторонняя. Если эмоции влияют на тело, то и через тело можно влиять на эмоциональное состояние
Возникновения телесно-ориентированных техник произошло в 30-ые годы ХХ века. Разработаны теории телесно-ориентированных технологий были В. Райхом, а после вопрос разрабатывался разными учеными и психологами.
Использования телесно-ориентированных техник должно происходить по требованию ФГОС, который указывает на необходимость ввести в практику работы с детьми деятельность, которая заранее ориентирована на получение максимально возможной в данной ситуации эффективности обучения.
Задачами телесно-ориентированных техник являются: образовательные, воспитательные, оздоровительные и коррекционные. Основной задачей телесно-ориентированной техники является активизация нужных зон коры головного мозга для оздоровления организма через прикосновение к некоторым участкам тела.
Игра является основным видом деятельности с детьми в телесно-ориентационной технике, но имеются и другие виды, которые могут входить в процесс игры: биоэнергопластика; растяжки; упражнения для релаксации; дыхательные упражнения; логопедическая ритмика; пальчиковая гимнастика; самомассаж; закаливание.
В последние годы неуклонно растет количество детей с различными нарушениями речи. В своем большинстве, это дети с дизартриями, дислалиями, афазиями и логоневрозом. Разные авторы рассматривали свои техники работы с детьми, имеющими нарушения речи, и каждый использовал свой вид техники.
Что касаемо перспективы дальнейшего исследования данного вопроса, то она заключается в расширенном анализе коррекции речевых нарушений с помощью метода телесно-ориентированной терапии.
Целью исследования является: изучение использования телесно-ориентированных техник в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!