Использование проблемных ситуаций на уроках русского языка. | Пример курсовой работы

Использование проблемных ситуаций на уроках русского языка.

Цель исследования: изучение и раскрытие теоретических аспектов проблемного обучения на уроках русского языка.

Методика преподавания русского языка стоит в ряду педагогических наук, это межотраслевая дисциплина, находящаяся на стыке педагогики, психологии, философии и лингвистики. Ее можно назвать прикладной наукой, поскольку она, опираясь на теорию, призвана решать практические задачи воспитания, обучения и развития учащихся.
Методика преподавания русского языка (МПРЯ) – это профилирующая дисциплина, изучающая процессы обучения русскому языку; «наука о содержании, принципах, методах и приемах обучения русскому литературному языку, о путях и условиях усвоения учащимися знаний и навыков по русскому языку» (Текучев А.В.).
Как и любая другая наука, методика русского языка имеет свой предмет. Предметом ее изучения является процесс обучения русскому языку (овладение речью, письмом, чтением, грамматикой, фонетикой и пр.). Методика русского языка призвана изучить закономерности формирования умений и навыков в области языка, усвоения систем научных понятий по грамматике и по другим разделам науки о языке.
Цели курса: подготовить студентов к педагогической деятельности, дать представление об особенностях методической науки, ее роли в обучении русскому языку; сформировать знания и умения в использовании методов, приемов и средств обучения, необходимых будущему учителю русского языка.
В задачи методики преподавания русского языка входит поиск ответов на следующие вопросы:
– для чего изучать? зачем? (цель обучения);
– чему учить? (отбор содержания обучения, составление программ, учебных комплексов и т.д.);
– как обучать? (методы и приемы обучения; конструирование уроков, методических пособий);
– как контролировать усвоенное? (методы контроля, критерии оценки).
Основная задача – это создание целостной методической системы обучения русскому языку и речи.
Задачи методики русского языка как области педагогической науки тесно связаны с задачами обучения, воспитания и развития школьников, а это, прежде всего,- формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции.
Принципы – основные исходные положения, определяющие цель, содержание, методы, средства и организационные формы обучения. Различаются общедидактические принципы, рассматриваемые как исходные положения любой частной методики, и частнометодические принципы, на основе которых строится обучение русскому языку.
К общедидактическим относятся принципы научности, систематичности и последовательности в обучении, преемственности, перспективности, доступности, сознательности, активности, наглядности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся.
В решении теоретических и практических вопросов методики большую роль играет принцип преемственности, в основе которого – опора на изученный материал.
Принцип преемственности неразрывно связан с принципом перспективности, предполагающим установление связей с материалом, который будет изучаться позже. Перспективность нацеливает учителя на то, чтобы он решал задачи не только одного конкретного урока по теме, но и предвидел, какие сведения будут необходимы школьникам при изучении следующих тем.
Доступность обучения предполагает отбор языкового материала с учетом возрастных особенностей школьников, уровня их развития.
Принцип сознательности основан на единстве деятельности учителя и деятельности школьников и предполагает осознанное усвоение языкового материала. Учителю следует стремиться к тому, чтобы учащиеся не заучивали механически то или иное правило, а осмысливали его в процессе учебной деятельности.
Степень познавательной активности учащихся зависит от разнообразия методов, приемов и форм работы учителя, который должен заботиться о заинтересованности школьников учебным предметом, о прочности усвоения учебного материала.
Реализация принципа наглядности – одно из главных условий сознательного усвоения программного материала. Наглядные средства (слуховые, зрительные, зрительно-слуховые) помогают учителю конкретизировать многие отвлеченные понятия.
Среди методов исследования в методике преподавания русского языка одним из основных является 1) экспериментальный.
Методический эксперимент позволяет проверить эффективность тех или иных гипотез относительно обучения языку.
Выделяют также методы диагностики и прогнозирования в обучении русскому языку.

В ходе проведения исследований на тему: «Проблемные ситуации как средство стимулирования познавательной активности младших школьников на уроке русского языка» была проведена работа в теоретическом и практическом аспектах данной программы. Все поставленные задачи исследования выполнены. Теоретически раскрыли сущность проблемно-поисковых методов обучения. Проблемное обучение включает личность обучающегося как основное ядро самой проблемной ситуации.
Проблемная ситуация требует активной мыслительной деятельности учащихся, творческого поиска, анализа собственного опыта и накопленных знаний, умения обобщать частные выводы и решения.
Использование проблемно-поисковых методов требует от преподавателя хорошего знания учебного материала, широкой эрудиции, умения устанавливать и поддерживать в учебной работе контакт с учащимися, обстановку сотрудничества, совместного поиска ответов на проблемные вопросы.
Таким образом, проблемная ситуация позволяет стимулировать познавательную активность школьников, способствовать раскрытию потенциальных возможностей и природных задатков учащихся.
Цель исследования: изучение и раскрытие теоретических аспектов проблемного обучения на уроках русского языка.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!