«Использование невербальной информации в социологическом интервью: возможности и ограничения» | Пример курсовой работы

«Использование невербальной информации в социологическом интервью: возможности и ограничения»

Цель исследования – изучение особенностей использования невербальной информации в социологическом интервью.

Нужно отметить, что единой схемы проведения социологического исследования, которая бы была универсальной для всех случаев, не существует. Выбор вида исследования определяется характером поставленной цели и выдвинутых задач. Однако, вне зависимости от программы исследования, нужно учитывать, что для получения наиболее полной картины изучаемого явления необходимо учитывать все многообразие свойств изучаемого объекта. В этой связи важным является учет как вербальных, так и невербальных сигналов.
Личностные и характерологические особенности человека, переживаемые им эмоции, могут оказывать значительное влияние на результаты исследования. При этом, они несут в себе огромный пласт информации, достоверность которой является достаточно высокой, т.к. контролировать невербальное поведение очень сложно, а чаще всего невозможно.
Потребность в знаниях об использовании невербальной информации в социологических исследованиях появилась под влиянием развития и все большего распространения качественных методов исследования. Одним из таких методов является метод фокус-групп, достаточно распространенный в социологических и маркетинговых исследованиях. Нужно отметить, что при использовании данного метода исследования в ходе обсуждения может значительно затрагиваться мотивационная, ценностная и другие сферы личности испытуемых. Поэтому исследователь должен осуществлять полный контроль над состоянием испытуемых на протяжении всего исследования, создавая возможности для того, чтобы они смогли «раскрыться».
В связи с этим, исследователю необходимо обращать внимание на разнообразные показатели состояния испытуемых, такие как уровень их усталости, открытости, искренности и т.д. Также исследователь должен чувствовать изменения в состоянии испытуемых и незамедлительно реагировать на них. Поэтому можно сделать вывод, что эффективное развитие метода фокус-групп является весьма затруднительным без умения анализировать невербальную информацию. Знания исследователя об особенностях невербального поведения и наличие навыков их использования и интерпретации оказывает непосредственное влияние на достоверность получаемой им информации.
Также умение работать с невербальной информацией играет важную роль при использовании другого метода социологических исследований – интервью. Связано это, прежде всего, с тем, что при проведении социологического интервью информация, передаваемая между респондентом и интервьюером, проходит как по вербальному, так и по невербальному каналам передачи информации. Исследователи отмечают, что хотя вербальный канал передачи информации является основным, обязательно необходимо учитывать также невербальные средства коммуникации, которые сопровождают речь и несут в себе много информации.
Рассмотрим основные признаки различных элементов невербального поведения, на которые необходимо обращать внимание при учете и анализе невербальной информации в социологическом исследовании.
Большое количество невербальной информации можно получить, наблюдая за мимикой испытуемого. Распознавание мимики является нелегкой задачей, потому что чаще всего мимические выражения достаточно кратковременны и не всегда явно выражены. Поэтому без наличия достаточного опыта и навыков по распознаванию мимики человека большое количество мимических проявлений остается незамеченными.
Исследователи отмечают, что распознать положительные эмоции, такие как радость, восторг, удовольствие и т.д., удается легче, чем отрицательные. При этом, наиболее выразительной в этом плане является мимика рта – прочесть ее удается легче всего. Обычно, если человек улыбается, это говорит о проявлении дружелюбия, а также о наличии потребности в одобрении. При этом, исследователи отмечают некоторые гендерные особенности значения улыбки. Так, например, мужчины часто используют улыбку, когда хотят показать, что в любой ситуации хорошо владеют собой. В свою очередь, женщины улыбаются чаще всего под влиянием настроения, соответственно, женская улыбка является более искренней.
Нужно отметить, что для исследователя знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки своих рабочих имитаций.
Важную информацию о внутренних переживаниях человека его глаза. При анализе данного невербального признака нужно учитывать, что человек предпочитает обычно смотреть вблизи на тех людей, от кого он приходит в восхищение, или на тех, с кем он находится в каких-либо близких отношениях. При этом, как отмечают исследователи, женщины проявляют больший визуальный интерес, чем мужчины. Как показывают результаты многочисленных социально-психологических исследований, человек, который смотрит в глаза собеседнику намного меньше, чем одну трети отрезка времени, который занимает их разговор, или нечестен, или же хочет что-то скрыть от собеседника. Если же человек настойчиво вглядывается в глаза собеседника, не скрывая это, при этом зрачки его являются расширенными, то он может испытывать к собеседнику значительный интерес. Если при этом зрачки его глаз сужены, то это свидетельствует об открытой враждебности. Также такой взгляд может указывать на стремление доминировать.
Также большое количество информации о внутреннем состоянии испытуемого можно получить при наблюдении за особенностями положения его тела в пространстве. При этом, как отмечают исследователи, определенные позы свидетельствуют об определенных достаточно постоянных психологических особенностях человека. Уметь распознавать состояние человека по его позе оказывается очень полезным в связи с тем, что положение своего тела человеку гораздо сложнее контролировать, чем, например, мимику, соответственно, поза человека может нести в себе более правдивую информацию.
Также важно обращать внимание на жесты и телодвижения. Внешне одинаковые жесты у различных людей могут означать совершенно непохожие вещи, но существуют и схожие моменты. Так, активная жестикуляция обычно сопровождает положительные эмоции, и понимается другими как выказывание дружелюбия и заинтересованности. В свою очередь, чрезмерная жестикуляция обычно является признаком беспокойства или неуверенности. При этом, в ходе определения мыслей и эмоций испытуемого целесообразным является отмечать лишь непроизвольную жестикуляцию.
Подводя итог, можно отметить следующее: многие исследователи в области социологии (это какие?у Вас ни один не указан, следует указать, а то текст пустоват) указывают на то, что учет невербальной информации при проведении социологического исследования является важным и необходимым элементом проведения исследования. Однако, на сегодняшний день не разработан конкретный инструментарий для учета и анализа проявлений невербального поведения в социологических исследованиях. Поэтому актуальными представляется дальнейшее всестороннее исследование данной проблемы с целью разработки практического инструментария.

Данное исследование было направлено на изучение особенностей использования невербальной информации в социологическом интервью. В ходе исследования были рассмотрены особенности объектов научных работ с невербальными признаками, а также способы и методы использования невербальной информации в социологическом исследовании. Также было проведено исследование особенностей невербального взаимодействия в социологическом интервью, были рассмотрены возможности и ограничения использования невербальных приемов коммуникации в процессе интервью.
Результаты проведенного курсового исследования позволяют сделать следующие выводы.
Под невербальной информацией понимается система несловесных форм объекта, которые дают возможность определить его психологические и психофизические свойства и состояния. В структуре невербальной информации специалисты выделяют эмоциональную эстетическую, индивидуально-личностную, биофизическую, медицинскую, пространственную и психологическую оставляющие.
Невербальное поведение человека представлено кинесическим компонентом, который включает в себя мимику, позу и жесты, а также паралингвистикой, к которой относятся громкость, высота и тембр голоса, темп и ритм речи, интонации, звуки и паузы и т.д. Зачастую невербальное поведение объекта дает исследователю больше информации, чемего вербальные признаки.
Социологическое исследование представляет собой системное изучение социальных процессов и явлений. Одним из видов социологического исследования является метод интервью. Социологическое интервью представляет собой особый вид целенаправленного общения, при проведении которого его цель и направление устанавливает социолог.
В социологическом интервью, как и в других видах интервью, используются вербальный и невербальный каналы передачи информации между собеседниками. Вербальный канал является главным, однако важной задачей интервьюера является также учет и анализ проявлений невербального поведения респондента, как осознанных, так и скрытых.
В качестве основных приемов использования невербальной информации в социологическом интервью исследователи указывают использование и анализ внешних характеристик (внешности) собеседников, а также условия проведения интервью.
Подводя итог, необходимо отметить, что способы и методы использования невербальной информации в социологических исследованиях на сегодняшний день недостаточно разработаны и не систематизированы. Это же можно отнести и к социологическому интервью. В частности, недостаточно разработан вопрос об установлении контакта интервьюера с респондентом и проведении социологического интервью с помощью невербальных приемов.
Цель исследования – изучение особенностей использования невербальной информации в социологическом интервью.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!