Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе | Пример курсовой работы

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность использования информационно-коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе.

Наличие компьютерной информационной среды предполагает некую информационную базу, состоящую из гипертекста, мультимедиа, имитационного обучения, электронных средств коммуникации (сети) и т.п. Это хорошее подспорье в обучении для оперативного предоставления учителю и учащимся материала, не вошедшего в учебники и пособия, но необходимого для освоения нового материала в качестве дидактики или в режиме свободного выбора информации пользователем. Обучающийся может самостоятельно изучать информацию в той логике, которая ему наиболее предпочтительна: по своему усмотрению он может структурировать информацию, исключать лишнее, познавать новое [9].
Конечно, самым распространенным примером применения информационной базы знаний на уроках русского языка и литературы служат энциклопедии и словари, которые обладают возможностью сочетать текстовую и графическую информацию со звуком, мультипликацией, видеои кинофрагментами.
С помощью ИКТ можно находить литературу в Интернете, задействуя браузеры типа InternetExplorer, MozillaFirefox и др., а также различные поисковые системы: Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.com и др.
Во-вторых, без информационно-компьютерных технологий сегодня невозможны такие виды работы, как создание реферативного текста, аннотаций, конспектирование, цитирование текстов и т.п.
В-третьих, современный учитель-словесник вряд ли сегодня может обойтись без основных прикладных программ Microsoft Office, так как здесь создают и редактируют тексты, снабжают их графическим оформлением (выделениями, рамками, заглавиями) в Microsoft Word. Для создания слайд-презентаций нужна программа Microsoft PowerPoint.
При обработке и воспроизведении звуковых файлов и видеофайлов помогают проигрыватели Microsoft Media Player, WinAmp, WinDVD; а при просмотре и обработке изображений – PhotoShop, CorelDraw, Visio.
Актуальное ныне дистанционное обучение и общение с родителями трудно представить без электронной почты, ICQ, Skype [11].
Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы не только по осмыслению орфографического или пунктуационного правила, но и спектра всех методов подачи нового и контроля усвоенного материала. Не секрет, что более интересно звучит на уроке лекция, если используется мультимедийное оборудование, а компьютер позволяет учителю расширить возможности обычной подачи лекционного материала и продемонстрировать учащимся красочные схемы, подключать звук, анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал.
Презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, она дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Построение схем и таблиц в презентации помогает не только экономить время при объяснении нового материала, но и более эстетично оформить изучаемый материал, эффективно расходовать учебное время. Слайды, созданные в программе Microsoft PowerPoint, значительно повышают уровень наглядности в ходе обучения, вносят элементы занимательности, оживляют учебный процесс. Кроссворды, иллюстрации, рисунки, различные занимательные задания, тесты вызывают интерес к уроку, делают урок более насыщенным.
Отметим, что к информационным продуктам относят не только базы данных, но и образовательные услуги. Можно обмениваться ИКТ-продуктами на сайтах профильных издательств или в сетевых сообществах, таких как «ПроШколу.ру», «Педгазета», «Педсовет», Издательский дом «Первое сентября» и др. Неограниченные возможности компьютера позволяют интегрировать русский язык и литературу, изобразительное искусство и музыку, МХК и литературу [13].
Благодаря богатейшему набору способов представления информации на компьютере удается изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы, знакомство с разными областями языкознания и методологией науки, творческими лабораториями великих людей, мировым уровнем науки, техники, культуры и общественного сознания.
Применение информационных технологий в образовательной среде направлено не только на ее модернизацию, повышение эффективности учебного процесса, мотивацию учащихся, но и на дифференцирование процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Считается, что в памяти человека остается только 1/4 часть услышанного материала, 1/3 увиденного, 1/2 увиденного и услышанного, 3/4 материала, если ученик и слышит, и видит, и сам принимает участие в процессе обучения. Конечно, видеть, слышать и действовать одновременно учащийся может за счет использования на уроке ИКТ.
В ходе теоретического исследования лингвистической и психолого-педагогической литературы мы выявили, что высокохудожественные тексты, написанные выдающими мастерами слова, с которыми младшие школьники знакомятся на уроках литературного чтения, а затем пересказанные детьми способствует развитию речевых навыков, очищают речь, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают читательский интерес.
Внешне читательский интерес проявляется в использовании уже встречавшихся в опыте индивида языковых форм применительно к новому материалу, в комбинировании элементов языка в соответствии с его законами, хотя эти законы могут не осознаваться в форме понятий и суждений.
Для разработки методической системы обучения с опорой на читательский интерес важно знать, какой уровень развитости читательского интереса может соответствовать младшему школьному возрасту, по каким признакам можно это определить.
На основании всестороннего анализа литературы, касающейся проблемы читательского интереса, можно сделать вывод о существовании благоприятных условий для развития читательского интереса. Они заключаются во врожденных задатках (врожденные особенности, выражающиеся в разном протекании психических процессов). Но читательский интерес может и должен быть развит в процессе целенаправленного обучения, причем детский возраст (а в том числе и младший дошкольный) является для этого сензитивным периодом.
Главными предпосылками для формирования читательского интереса служат некоторые общие умения (умения выполнять логические операции, способность к осознанию языкового материала), а также дополнительные умения (способность к переносу, творческие способности и др.). Большое место в формировании читательского интереса занимает мотивация учения, а также индивидуальные особенности учащихся.
Опора на читательский интерес может осуществляться при изучении материала всех программных тем, так как дети младшего школьного возраста практически владеют необходимыми умениями в области фонетики, лексики, грамматики.
Задачей учителя является учет степени развитости читательского интереса ребенка и перевод его на более высокий уровень с помощью специальной системы упражнений, учета индивидуальных особенностей ребенка, его задатков, общего уровня развития и использования ИКТ-технологий.
Таким образом, цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность использования информационно-коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе – достигнута.
Задачи: рассмотреть ИКТ-технологии в начальной школе; выявить использование ИКТ на уроках литературы; определить особенности формирования читательского интереса у учащихся младших классов; провести опытно-экспериментальная работа по формированию читательского интереса у учащихся младших классов – решены.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность использования информационно-коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!