Использование игровых технологий в формировании словаря младших школьников на уроках русского языка | Пример курсовой работы

Использование игровых технологий в формировании словаря младших школьников на уроках русского языка

Целью исследования является: изучение особенностей использования игровых технологий на уроках русского языка в начальных классах в процессе формирования словаря.

Разумеется, лишь немного игр, даже самых хороших, не могут обеспечить удачей в решении всех учебных задач. Так же вредит педагогическому процессу неумеренное и стихийное использование игр, которое делает их в псевдоигры, формальные игры, уже давно наскучившие всем. Поэтому наиболее удобным способом педагогической деятельности является реализация и конструирование в работе с учениками целостных игровых программ – это систематизированные наборы игр, направленые на достижение каких-либо целей. Присущие игре коррекционно-развивающая, воспитательная, дидактическая, адаптирующая, развивающая и другие функции, обязаны быть освоены и осознаны педагогами, в исключении случайностей, нелепостей и грубых ошибок, возникающих при некорректном, бессистемном и просто неразумном внесении игры в учебно-воспитательную деятельность с детьми.
Таким образом, смысл игры невозможно оценить и исчерпать развлекательно-рекреативными способами. В том и заключается ее феномен, что она является отдыхом, развлечением, способна стать обучающей, перерасти в творчество или в терапию, в образ человеческих отношений и действий в труде.
В современной школе, которая делает ставку на интенсификацию и активизацию учебного процесса, игровые технологии используются в следующих случаях:
— как технология вне учебной работы;
— в качестве урока, либо его части (контроль, введение);
— как элемент обобщенной технологии;
— в качестве самостоятельных способов для освоения понятия раздела или темы учебного предмета.
Понятие «игровые технологии» имеет достаточно обширную группу приемов и методов организации процесса обучения в форме различных учебных, педагогических игр. Игровые технологии обладают существенным признаком – это четко поставленной целью учения и соответствующим ей результатом, способном быть обоснованным, выделенным в явной форме и характеризуются направлением учебно-познавательной. Игровая форма занятий появляется на уроках с помощью игровых ситуаций и приемов, которые выступают как средство стимулирования, побуждения к учебной деятельности [15].
Вот несколько примеров из рабочей практики на уроке грамматики (1 класс).
В изучении темы «Звук [р], [р‘] и буква Р» преподавателем используются звуковые эффекты: Кто-то приносит в класс к детям письмо с просьбой помочь старухе и старику; элементы игры: Забрасывается невод. Преподаватель бросает мяч и озвучивает вопрос, учащиеся отвечают, кидая мяч обратно – используется игра «Ты мне, я тебе». Забрасывается невод второй раз – работа по картинке, по рядам. Забрасывается третий раз – Приходит золотая рыбка, и ученики разгадывают загадку о ней. Золотая рыбка подарила старику дом, нужно угадать, кто живет в нем. Происходит знакомство с буквой Р. После ряда выполненных заданий и вопросов проводится игра-чистоговорка. После работы с учебниками и тетрадями, проводятся игры на смекалку (ребусы, какую вставить букву, найди слова в слове и так далее). В конце строится «дом настроения» и дети получают небольшие призы. [21].
К. Д. Ушинский предлагал включать элементы занимательности, игры в серьезный учебный труд учащихся. Это помогает снова организовывать и производить более продуктивную работу учеников. При разработке игр нужно следить за учебными заданиями, которые предлагаются именно как задания, но ученики при выполнении их все же играли [10].
Реализация игровых ситуаций и приемов при урочном виде занятий происходит по нескольким основным направлениям:
— успешное выполнение дидактического упражнения связывается с игровым итогом;
— в учебную деятельность включаются элементы соревнования, которые делают дидактическую задачу игровой;
— учебный материал используется средством игры;
— учебная деятельность подчиняется игровым правилам;
— дидактическая цель указывается учащимися в виде игровой задачи.
Игровая технология является ценным средством развития умственной активности детей, активизирующая психические процессы, вызывающая у учащихся сильный интерес к процессу изучения. В ней дети с удовольствием преодолевают значительные трудности, развивают свои силы, умения и способности. Игра помогает сделать любой школьный материал увлекательным, вызывает у школьников глубокое удовлетворение, обеспечивает радостное, рабочее настроение, упрощает процесс усвоения знаний.
Игра – это основная часть работы с детьми и основной вид их деятельности. Игра – это школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Игра большей частью добровольна и желанна.
Школа нуждается в организационной деятельности, обеспечивающей развитие индивидуальных умений и творческого отношения к обучению каждого учащегося, внедрение новейших учебных программ. Руководство школы сильно заинтересовано в знании психического развития детей.
Изученный материал, пройденный на уроках, запоминается учащимися недостаточно надолго, чем материал, который был изучен посредством игры. Это объясняется тем, что во время использования игровых технологий органически сочетается занимательность, помогающая делать процесс познания увлекательным и доступным для учеников.
Теоретическое исследование показало, что игровые технологии активизируют познавательную деятельность во время изучения нового материала, пользуясь возможностями методических приемов, сосредоточенных на изучение русского языка.
Эмпирическое исследование было проведено на базе КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» г. Бутурлиновка. В исследовании приняло участие 10 человек, обучающихся в 4 классе. По результатам исследования был сделан вывод, что лишь 7 учащихся имеют сформированный словарный запас на среднем уровне, остальные показали результаты, соответствующие низкому уровню.
Внедрение игровых технологий позволяет планировать итоги обучения. Это происходит из-за операциональности и диагностичности целей. Эффективностью учебного процесса можно управлять, даже если цели предъявлены и представлены ученикам в виде планируемых результатов учения. И в первую очередь хорошая учебная деятельность будет возникать при полном соблюдении учебных нагрузок, но при совмещении их с игровыми технологиями.
Целью исследования является: изучение особенностей использования игровых технологий на уроках русского языка в начальных классах в процессе формирования словаря.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.