Использование игр Воскобовича в развитии детей дошкольного возраста

Анализ философской и психолого-педагогической литературы, описывающей различные подходы к пониманию игры, ее роли в развитии психики ребенка, показал, что недостаточно исследованы вопросы, связанные с внутренними психологическими механизмами игры. Более полное освоение дошкольником превращения (его горизонтальных и вертикальных компонентов) за счет активного включения в различные виды дидактических игр, будет способствовать более эффективному развитию психики ребенка.
Результаты исследований игр современных дошкольников доказывают, что сегодня изменились игры и игрушки, в которые играют дети, игровая деятельность в целом. Она исчезает из жизни старших дошкольников, вытесняется ранним обучением. Однако, именно дидактические игры, являясь играми с правилами – играми, организуемые взрослым в целях обучения и воспитания, могут быть эффективным современным средством развития психики старших дошкольников. Успешное освоение ребенком психологического механизма игры – превращения – при включении дошкольника в различные виды дидактических игр будет способствовать развитию его психических процессов, свойств и состояний. Следовательно, проблемы, связанные с изучением психологических механизмов игры и их влияния на психическое развитие дошкольников, не теряют своей актуальности.
В дошкольный период одним из наиболее эффективных методов познавательного развития детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Бесспорно, дидактическая игра несёт в себе большой обучающий потенциал.
Дидактическая игра – это вид игры с правилами, выполняющая роль средства обучения дошкольников. Таким образом, дидактическая игра – это игра, проводимая в учебных целях, главными из которых являются формирование речевых навыков и умений, повышение мотивации к изучению языка, заучивание готовых фраз и ситуационных клише. В дидактической игре цели обучения достигаются через решение игровых задач.
Отечественные исследователи рассматривают дидактическую игру как стимул познавательной деятельности, мотив решения дидактической задачи. Дидактическая игра предполагает не однотипность действий детей с четко выраженной учебной направленностью деятельности, а вариативность решения учебных задач и наличие значимой для дошкольника игровой мотивации. Это позволяет ребенку многократно повторять разнообразные практические операции, ощущая результаты умственных и самостоятельных практических усилий [25].
Проанализировав исследования А.К. Бондаренко, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, А.П. Усовой, мы пришли к выводу, что структурные компоненты дидактической игры включают дидактическую и игровую задачи, игровые действия и правила, дидактический материал.
Существуют разные варианты классификации дидактических игр дошкольников. Наиболее часто употребляемой является классификация дидактических игр, предложенная А.П. Усовой:
предметные;
настольно- печатные;
словесные игры.
Методику руководства дидактическими играми в детском саду разрабатывали А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, А.И. Сорокина, А.П.Усова.
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. Таким образом, дидактическая игра рассматривается как специфическое средство обучения дошкольников. Структурные компоненты дидактической игры включают дидактическую и игровую задачи, игровые действия и правила, дидактический материал.
В дошкольном возрасте основным видом мышления является наглядно-действенное, предполагающее непосредственный контакт ребенка с предметами и поиск правильного решения задачи путем проб и ошибок. Происходит переход от действия к мысли, и это становится возможным благодаря подражанию. Интеллектуальная деятельность формируется сначала в плане действия. Она опирается на восприятие и выражается в более или менее осмысленных целенаправленных предметных действиях. Можно сказать, что у ребенка на этой ступени лишь «наглядно-действенное» мышление или «сенсомоторный интеллект». При использовании дидактических игр в обучении воспитатели руководствуются основными принципами, приемами и методами педагогики.
Дидактическая игра организует поведение ребенка, формирует сосредоточенную деятельность, умение действовать рядом с другими и не мешать им. На этом этапе важно научить детей действиям с игрушками, использованию их по назначению, нужно вызывать интерес к разным игрушкам, показывать их игровые возможности. В дидактической игре есть предпосылки для возникновения коллективной игры: появляется интерес к деятельности других детей, эмоциональная отзывчивость.
Решая через игру и в игре дидактические задачи, воспитатель должен сохранить игровую деятельность интересную, близкую детям, радующую их. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс и не изолирована от других форм и средств воспитания и обучения; представляет сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т.д. При проведении образовательной деятельности с детьми воспитателю надо помнить, что нельзя переутомлять детей, всегда необходимо следить за правильной позой ребенка, нельзя водить детей для наблюдений в такие места, где им может грозить какая-либо опасность [34].
Вместе с тем необходимо избегать излишней развлекательности игры, она должна быть интересной, умной. В руководстве игрой и в ее развитии важны темп и смена игры.
Деятельность детей не может быть сведена исключительно к слушанию педагога, а также к воспроизведению услышанного. В первую очередь, она должна базироваться на наблюдении за фактами в речи, осмыслении и сопоставлении, а также активном применении полученных знаний на практике. То есть, в зависимости от характера познавательной деятельности могут быть выделены три ключевые уровня самостоятельности. Здесь, в первую очередь, следует сказать о репродуктивном, частично-поисковом, исследовательском уровнях. В некоторых работах также иногда представлен четвертый уровень – репродуктивно-вариативный.
Итак, на основании анализа многочисленных исследований, под познавательной активностью следует понимать черту личности, которая проявляется, в первую очередь, в ее отношении к познавательной деятельности. Познавательная активность детей в старшем дошкольном возрасте включает в себя такие параметры, как состояние готовности, а также стремление к самостоятельной деятельности. Цель познавательной активности, таким образом, заключается в усвоении индивидом социального опыта, а также накопленных человечеством знаний и способов деятельности.
Во время выполнения дидактических игр и заданий старшими дошкольниками совершенствуются пространственные ориентировки каждого, идет интенсивное увеличение словарного запаса, обогащение его.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ